Конспект НОД «Кто спрятался в пшене?»
Конспект НОД «Кто спрятался в пшене?»
(для детей второй младшей группы)
Автор: Мелехина Ирина Сергеевна
МДОУ «Детский сад № 90», г. Петрозаводск
Материал к непосредственной образовательной деятельности (занятию) составлен на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Занятие разработано с учётом возрастных характеристик детей младшего дошкольного возраста и индивидуальных особенностей группы.
На занятии использовались ИКТ технологии (показ презентации).
В процессе занятия происходила интеграция образовательных областей: познавательное развитие (усвоение новых знаний), речевое развитие (развитие умения отвечать на вопросы, тренировка артикуляционного аппарата, развитие интонационной выразительности речи), художественно – эстетическое развитие (исполнение песни «Пиу – пиу – пиу» А. Абеба, физкультминутка).
Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Цель: ознакомление детей с природным объектом – зерно (пшено)
Задачи:
- Обобщать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить их с новым материалом (пшеном)
- Продолжать учить выделять признаки предмета (форма и цвет)
- Воспитывать самостоятельность и творчество
Словарная работа:
- Активизировать в речи детей слова: словообразование клюв - клюёт
- Обогащать словарный запас детей
- Учить детей слышать и понимать вопросы педагога и осознанно отвечать на них.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент, физкультминутка
Наглядные: демонстрация слайдов
Словесные: беседа, вопросы.
Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Начинается с организационного момента, где активизируется внимание детей: появляется курочка, которая угощает детей крупой. Дети объясняют, что они ребятки, а не цыплятки.
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация («потерялись у курочки цыплятки – вы хотите помочь их найти, а как это можно сделать?»). Во время образовательной деятельности дети получают новые знания (просмотр презентации), отвечают на наводящие вопросы педагога, рассматривают модель природных объектов, воспроизводят действия по показу взрослого (аппликация – цыпленок). На данном этапе осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физкультминутка, соответствующая тематике (песенка – танец «Пиу – пиу – пиу» А. Абеба).
На заключительном этапе занятия происходит решение проблемной и поисковой ситуации (дети помогли найти курочке цыплят). Подводится итог всего занятия: оценка детской деятельности (курочка хвалит и благодарит детей).
Ход НОД
Дети садятся на стульчики.
Слышится стук в дверь и кудахтанье курицы. Воспитатель вносит игрушечную курочку.
Курочка: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с курочкой.
Курочка: Я, курочка – рябушечка, люблю всех угощать. Вот и вас решила угостить крупой! Угощайтесь! Клюйте!
Дети подходят к столу, на котором стоит мисочка с пшённой крупой. Воспитатель просит детей взять пшено в руки, покатать пальчиком по ладони, понюхать.
Педагог: Ребята, а вы можете клевать пшено? Почему? (ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей: Курочка, мы же не цыплятки, а ребятки, у нас нет клювиков. Пшено для нас очень твёрдое. А где же твои цыплятки?
Курочка: Потерялись! Только слышу, как пищат! Пиу! Пиу!
(Исполнение песни «Пиу! Пиу! Пиу!» А. Абеба с движениями).
Педагог: Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?
Ребята, давайте поможем курочке найти цыплят! Где же цыплята могли спрятаться? (ответы детей).
Педагог показывает модель поля, травки, речки (полоски жёлтого, зелёного, синего цветов) и модель цыпленка (желтый круг).
- В травке могли спрятаться цыплята? (прикладывает к зелёной полоске круг). Курочка бы их увидела? (ответы детей).
- В речке могли спрятаться цыплята? (прикладывает к синий полоске круг). Курочка бы их увидела? (ответы детей).
- В поле могли спрятаться цыплята? (прикладывает к зелёной полоске круг). Курочка бы их увидела? (ответы детей).
Педагог подводит к тому, что поле и цыплята одного цвета, и цыплята могли там спрятаться.
Педагог: Попробуем поискать цыплят в поле.
Посмотрите, что это за поле? (ответы детей). Это поле, на котором растут колоски проса. Пшено — крупа, которую получают из проса. Ребята, посмотрите внимательно, как растет просо (показать просо на слайде). Сначала просо сеют в землю, его поливает дождик, пригревает солнышко и появляются зелёные росточки проса. Потом солнышко греет сильно, и колоски проса вырастают и становятся желтыми, как цыплята.
Ребята, из колосков проса получают неочищенные зёрнышки пшена. Зёрнышки очищают и получают жёлтую крупу.
Курочка: Теперь можно вкусно покушать!
Педагог: Ребята, а нам можно уже кушать пшено? Почему? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей: Курочке клевать пшено можно, а нам нет. Пшено твёрдое – курочке удобно клевать, у курочки есть клюв. Покажите, как курочка клюёт (показ воспитателя, действия детей с проговариванием «клю–клю-клю, как я зёрнышки люблю»). Ребята, а у нас клюв есть? Что у нас есть? (ответы детей). У нас есть рот – мы жуём. Для нас крупа будет твёрдой и не вкусной.
Педагог: Чтобы покушать, курочка может пойти в поле. Хозяйка может накормить курочку зернышками. А нам надо пойти в магазин и купить крупу.
Педагог: В магазине мы купим крупу и что нам с ней дальше надо сделать? (ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей: Нам надо помыть крупу и сварить кашу.
Педагог: Давайте рассмотрим каждое зернышко, не спрятались ли тут цыплята? (Педагог ль обращает внимание на слайд). Цыплята круглые и пшено круглое. Зёрнышко круглое и жёлтое, а что ещё круглое и жёлтое? (ответы детей).
Воспитатель показывает модель поля, травки, речки и модель цыплёнка.
Педагог: Ребята, посмотрите, цыплёнок зашёл в поле и его не видно.
Педагог: Цыплята -непоседы любят бегать и играть. Давайте мы с вами поиграем. (Физкультминутка под музыку Т. Негрей «Вышла курочка гулять»).
Курочка: Ребятки, вы играете и вам весело, а про меня совсем забыли. Помогите мне найти цыплят.
Педагог: Ребята, вы хотите помочь курочке? (Ответы детей). Посмотрите, перед вами картон, на котором нарисован цыпленок.
Курочка: Совсем не похоже на цыплёнка, а похоже на круг.
Педагог: Курочка, не торопись. Ребята, я вам прокажу, как помочь курочке найти своих цыплят. Мы обмакиваем кисточку в клей и промазываем круг. Ребята, кисточку берем в правую руку. Кисточку на стол не кладем, а аккуратно убираем на подставку. Если у вас испачкаются руки, вытираем их влажной салфеткой.
Воспитатель: Затем весь круг мы засыплем пшеном. Потом аккуратно будем прижимать ладошками. (Ребята выполняют задание).
Курочка хвалит детей: Какие красивые цыплята у вас получились кругленькие, жёлтенькие, только почему – то они спят.
Педагог: Я думаю, что цыплята утомились за день, пока гуляли в поле и уснули! А когда проснуться, то откроют глазки!
Курочка благодарит детей, за то, что помогли найти цыплят.