Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Кружковая деятельность в средней группе

Дата публикации: 2022-06-15 07:17:10
Статью разместил(а):
Минаева Любовь Анатольевна

Кружковая работа в средней группе на тему «Давайте жить дружно!»

Автор: Минаева Любовь Анатольевна

МАДОУ № 53, г. Новосибирск

 

Аннотация: Кружковая работа направлена на социально-коммуникативное развитие детей, на необходимость формирования дружеских взаимоотношений в группе и развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Актуальность:

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 4-5 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Средний дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета, стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Компетентный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов.

Кружковая работа составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:  

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Кружок «Давайте жить дружно!» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 4-5 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Цель: Создание условий для  благоприятного микроклимата в группе, при формировании в сознании детей положительных установок на ту или иную ситуацию, межличностных отношений и позитивное развитие этих отношений.

Задачи:
1. Познакомить детей с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом; повышение уровня коммуникативной компетентности детей). 

2. Заложить основы развития положительных моральных качеств детей.
3. Формировать положительное самопринятия, а также культуры поведения в кругу друзей и обществе (умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»)..
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Целевые ориентиры образовательного процесса.                               

В соответствии с Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «… целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;

 - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Планируемые результаты:

Освоения детьми программы кружка - овладение такими качествами, как:

- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике.

Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда.

Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.

Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются.

Формы организации занятий:

Программа построена на основе следующих принципов:

 - доступности, использование доступного материала детям;

- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

 - последовательности, изложение материала идет последовательно;

- систематичности, в определенной последовательности, системе;

 - индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Приемы организации образовательного процесса:                                                            

·        Информационно-познавательные: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, проблемные ситуации;

·        Прогулки;

·        Игровые: создание игровых ситуаций, познавательные дидактические игры;

·        Праздники;

·        Выставки;

·        Чтение художественной литературы;

·        Наглядные: просмотр обучающих фильмов, презентаций;

·        Слушание аудиозаписей.

·        Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.

Организация занятий.

·         Количество занятий – 1 раз в неделю

·         Продолжительность занятия -20 минут.

Срок реализации программы – 1 год.

Работа с родителями:

- анкетирование, консультации, мастер-классы,

- выступления на родительских собраниях,

- печатная информация в «уголке для родителей»,

- открытые занятия для родителей.

 

Календарно-тематическое планирование:

Сентябрь

 Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте», «добрый день», «доброе утро» и т.п.); первыми приветствовать старших; уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

1. Чтение отрывка из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!»).

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

Конспект «Встречайте гостей» игра – занятие.

Беседа «Как нужно общаться с игрушками»

2. Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка - ревушка»

Сформировать негативное отношение к капризному поведению девочки;

Развивать внимание мимическую выразительность.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Учить употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, сверстниками, делится игрушками, называть сверстника ласковым именем; развивать коммуникативные навыки.

Октябрь

1. Аккуратным и чистым быть хорошо.

Сформировать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности.

Конспект «Что взял клади на место»

Учить правилам обращения с вещами и игрушками, развивать внимание, фразовую речь, воспитывать трудолюбие и аккуратность

Чтение стихотворения З.Александровой « Что взял клади на место».

2. Совершаем добрые поступки.

Закреплять понятия «доброта», «добрый», «милосердный»; развивать умение понимать внутренний мир человека, чуткость, отзывчивость, внимание; формировать культуру общения.

Конспект «Спасем доброту» игра-занятие.

Учить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверстникам.

Обогащать опыт действиями и поступками которые могут порадовать близких. Развивать диалогическую речь, внимание представления.

Ноябрь 

1. Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!

Закрепить знания детей о вежливых словах: приветствия, благодарности, извинения, прощения. Учить употреблять правильные формы благодарности. Воспитывать умение общаться.

Чтение сказки «Как попугай Таню вежливости учил».

Конспект «Разговор по телефону» игра-занятие

Познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора, учить разговаривать вежливо.

Два телефона. Телефонный этикет

2. «Вежливая просьба» игра-занятие.

Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому – либо (близкому человеку, сверстнику, взрослому) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Чтение рассказа «Разрешите, пожалуйста».

Декабрь 

1. «Забота» конспект.

Дать понятие о заботливых людях. Каких людей называют заботливыми, в чем проявляется забота, почему необходимо заботится друг о друге.

Чтение и обсуждение сказки «История о ворчливом Ежике».

Игра «Заботимся о родителях», рисование «Цветок заботы»

2. Путешествие в мир сказок

Формировать положительное отношение к нравственным поступкам героев сказок и отрицательное к безнравственным;

Закреплять содержание знакомых сказок;

Воспитывать интерес к сказкам, желание быть похожим на положительных героев.

Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка».

Показ кукольного театра по сказке «Колосок».

Январь 

1. Как правильно вести себя за столом.

Дать понятие об элементарных правилах столового этикета. Почему их нужно соблюдать. Побудить к проявлению заботы уважения и любви к окружающим.

Чтение сказки «Чаепитие в лесу»

2. Путешествие в Королевство столовых приборов.

Дать понятие об элементарных правилах столового этикета. Почему их нужно соблюдать. Побудить к проявлению заботы уважения и любви к окружающим.

Чтение сказки «Проделки обезьянки Манки»

Февраль 

Слово веселит, огорчает, утешает.

Продолжить воспитывать в детях культуру речи, учить детей на грубость никогда не отвечать грубостью

Чтение стихотворения Э. Мошковской «Петрушка»

Игровой момент прием гостей «Петрушки и Буратина

Дошколята – хорошие ребята.

Формировать внимательное, доброе отношение к членам семьи, другим взрослым которые заботятся о малышах; формировать потребность делать добрые поступки, чтобы порадовать окружающих.

Пальчиковые игры.

Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье»

Март 

Красота. Обсудить с детьми, что такое красота, где ее можно встретить, чем отличается внутренняя красота от красоты внешней. Каким должен быть человек, чтобы его можно было назвать «красивым»?

Чтение и обсуждение сказки «Красивое качество».

Любовь. Обсудить с детьми вопросы: Что значит любить кого-то? В чем проявляется любовь?

Чтение и обсуждение сказки «Фея любви», творческое задание «Дом для феи»

Апрель 

«Братья наши меньшие». Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к животным, объяснить детям, что в отношении к животным проявляется культура человека.

Прослушивание песни  «Не дразните собак».

Природа нуждается в помощи доброго человека «Письмо от Лесовичка».

Показать детям, как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

Май 

Животные тоже могут читать настроение «Кто, что чувствует?».

Уметь передавать содержание рассказа, правильно передавая идею произведения: уметь прочитывать в поведении настроение других. Упражнять в оценке поступков персонажей произведения: хозяина, льва, собачки. Пересказывать произведение близко к тексту.

Чтение рассказа Л.Толстого «Лев и собачка».

«Лучше дома места нет!»

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

 

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду»- М. :ТЦ Сфера, 2016г..

2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»- М. Просвещение 1985 г. 

3. Демцова О.Н. «Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6 – 7 лет» - Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.

4. Курочкина О.Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение, 2007 г.

5. Лопатина А.А. «Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий» - Книголюб 2010г.

6. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М. : ТЦ Сфера, 2010г.

8. Шипицына Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». Детство-Пресс, 2010 г. 

  

. . .. .