Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Готов ли ваш ребенок к школе?

Дата публикации: 2022-09-22 21:17:04
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Готов ли ваш ребенок к школе?

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

МДОУ «Детский сад № 90», г. Петрозаводск

 

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально - культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности понятия «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Различные подходы к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах современных психологов.

Анализируя литературу, я пришла к определенному выводу: готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Недостаточный уровень развития, какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий период. Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Будущий первоклассник должен быть готов к школе по всем компонентам готовности.

В связи с этим необходимо модернизировать образовательный процесс, путем введения новых, более эффективных форм занятий, которые позволяют сэкономить время детей для свободного творчества, игры, прогулок. Наиболее подходящим способом  является использование интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста, то есть процесс становления целостности, связанной с обменом идеями, понятиями, методами, взаимопроникновением структурных элементов различных областей знаний, ведущим к уплотнению и концентрации знаний, расширению  познавательных способностей ребенка.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким. Занятие представляет собой объединение нескольких видов деятельности. Объединяя в нужной пропорции элементы физического и эмоционального развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие темы.

Исходя из вышесказанного, я предположила, что было бы интересным изучение влияния интегративного развивающего подхода на динамику психологической готовности к школе детей дошкольного возраста. 

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 115» г. Петрозаводска. Общая выборка детей составляла 20 человек детей. Средний возраст группы составил 6 л., 7 мес. На первом этапе я изучила психологическую готовность детей, поступающих в школу, подобрала и провела методики диагностики психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В моем исследовании я использовала следующие методики: беседа «Степень психосоциальной зрелости» (С.А.Банков), «Ориентационный тест школьной зрелости» (А. Керн – Я. Йирасек), «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин), «Исследование социальных эмоций» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург), «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова), «Домик» (Н.Н. Гуткина), «Методика определения уровня коммуникативной сферы» (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская) и др.

После проведения методик я выявила группу детей, имеющих низкий уровень психологической готовности к школе. Для данной группы детей характерно следующее: узкий кругозор, запас конкретных знаний об окружающем мире ни среднем уровне, но дети не умеют ими пользоваться. Уровень развития словесно-логического мышления, способность к обобщению у детей развиты слабо. Учебный мотив не выражен, преобладает игровой мотив. Дети ориентированы на до­школьные виды деятельности. Также было выявлено, что есть дети очень робкие и нерешительные. Эти дети не берут на себя главные роли, стараются так играть, чтобы их не замечали, первые не начинают разговор или игру. Следовательно, уровень коммуникативной сферы у этих детей развит слабо. 

Исходя из данных констатирующего эксперимента, была организована и проведена работа по подготовке к школе детей, имеющих низкий уровень психологической готовности. Был разработан и апробирован комплекс развивающих занятий по формированию психологической готовности детей к школе с учетом интегративного развивающего подхода к проведению занятий и подбору методов и приемов. коллективе, сформировать внутреннюю позицию школьника.

Комплекс занятий составлен на основе программ следующих авторов: «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы; Князева О.Л., Стеркина Р. Б. Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников; Чуракова Н.А., Захарова О.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы программы. Были использованы игры и упражнения из книг следующих авторов: Жукова О.И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». Кроме того, использовались авторские наработки.

Цель комплекса занятий - повысить уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с учетом интегративного развивающего подхода к проведению занятий и подбору методов и приемов. Занятия включали в себя следующее: игры, этюды, упражнения направленные на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, повышение уровня коммуникативной сферы. Было проведено 30 занятий. Продолжительность одного занятия – 30 минут, занятия проводились 2 раза в неделю.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения комплекса занятий по формированию психологической готовности детей к школе произошли позитивные изменения. Можно отметить, что в процессе интегративного развивающего воздействия улучшились показатели мотивационной готовности к школе, повысился интерес к учебной деятельности. У большинства детей старшего дошкольного возраста значимо улучшились показатели эмоционально-волевой сферы. Это проявилось в стремлении детей доводить начатое дело до конца, достигать поставленной цели. Появился интерес к познавательным задачам, обогатился словарный запас. Повысилась концентрация внимания, улучшилась память. После проведения комплекса занятий многие дети могут спокойно делиться впечатлениями, стараются пользоваться формулами словесной вежливости, уступают друг другу, следовательно, можно говорить о том, что коммуникативный компонент готовности к школе у детей сформирован.

На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод о том, что интегративный подход к психологической готовности к школе детей дошкольного возраста эффективен при использовании методов интеллектуального и эмоционального развивающего воздействия, объединяющего основные направления подготовки к школе.

 

. . .. .