Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования

Дата публикации: 2022-11-18 11:29:40
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Традиционные и инновационные подходы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

 

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные усилия для вхождения маленького человека в большой мир.

В статье 44 Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием - образованием человека.

Главную роль в этом процессе играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет.

Основная цель системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений, создание условий для взаимодействия, доверия и общности интересов. В соответствии с ФГОС ДО педагоги должны обеспечить профессиональную поддержку семье и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования детей.

Основные требования ФГОС к реализации образовательной программы отражают необходимость внедрения в работу ДОУ различных традиционных форм взаимодействия с семьей, среди которых основными являются:

- психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;
- вовлечение родителей в педагогический процесс.

В настоящее время одновременно с традиционными формами особую актуальность приобретают инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу.

В любую эпоху традиции переделывали, переосмысливали и применяли к своим целям, сохранялось лишь то, что соответствовало укладу и культуре общества в данный период, т.е. некоторые элементы старой традиционной системы выживали, приспосабливались к новым обстоятельствам, изменяя свои функции или входя в новую систему в качестве элементов. Нельзя говорить о традициях как о чем-то неизменном, на самом деле идет непрерывный процесс изменения и преобразования одних традиций и отмирание других, превращение некоторых инноваций в традиции. В этом и состоит основная логика взаимодействия традиций и инноваций. Таким образом, понятия «традиция» и «инновация» диалектически взаимосвязаны. Инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут видоизменяться (трансформироваться). Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиции и инновации, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные, в действительности существуют бок о бок с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности и некогда традиционных подходах.

Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка. Музыкальное движение и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствует еще и укреплению здоровья, развивает память и речь детей. Родные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека, музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. В дошкольном учреждении создаются все условия, чтобы ребенок обладал всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные преобразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Успешность музыкально развития детей, посещающих ДОУ, в большой степени зависит и от того, какая атмосфера создана родителями в семье. Имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с формированием у детей этого базового объема знаний, умений и навыков в области музыкальной деятельности, который необходим ребенку и с которым он пойдет в школу. Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Успех и результат сотрудничества зависит от интуиции, инициативы и творческого начала не только коллектива педагогов, но и коллектива родителей, которые готовы прислушиваться, довериться и двигаться в одном направлении с нами.

Задача педагогов помочь родителям владеть более расширенной информацией используя инновационные формы работы не нарушая традиции. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Что интересного мы можем предложить нашим родителям для комфортного и радостного проживания дошкольного детства их детьми не нарушая традиции, но при этом использовать современные инновационные интерактивные формы работы. И не только предложить, но и вовлечь мам и пап в процесс музыкального развития ребенка.

Работая музыкальным руководителем в ДОУ, хочу поделиться некоторыми инновационными формами взаимодействия с родителями воспитанников.

1. Совершенно новый потенциал для взаимодействия с родителями и педагогами несёт в себе создание сайта детского сада. Сайт разработан и функционирует, как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительной информации. Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по всем разделам и музыкальным страницам сайта. Сайт рассчитан на широкую аудиторию посетителей.

2. Новой формой работы с родителями ДОУ стало создание сайта группы с музыкальным руководителем. На сайте, с целью выявления заинтересованности родителей в музыкальном воспитании их детей, в начале учебного года и в конце предлагаю родителям ознакомительное анкетирование. Данный метод помогает более быстро и локально выстроить свою работу с родителями и детьми. Анкетирование (в начале учебного года) с целью выявления интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. В конце года, с целью выявления удовлетворённости воспитательно-образовательным процессом, их потребностей и пожеланий.

На сайте группы родители получают: полезные советы на интересующие вопросы по развитию музыкальности ребенка, по личному запросу знакомятся с результатами диагностического обследования своего ребенка, с индивидуальным маршрутом сопровождения одаренного ребенка по музыкально-художественной деятельности.

Степень вовлечения родителей может быть весьма разнообразной - это зависит во многом от их желания и возможностей. Благодаря инновационным формам сотрудничества с семьёй, родители нашего ДОУ на протяжении всего учебного года с желанием участвуют в совместной музыкальной деятельности: праздниках, развлечениях, вечерах, квестах, проектах и театральной деятельности. «Неделя театра», которая проходит ежегодно в ДОУ, на 100% позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс. Дети совместно с родителями показывают спектакли, театрализованные представления, мини-сценки, миниатюры, которые доставляют большое удовольствие всем: участникам, зрителям и гостям. Родители изготавливают театрализованные костюмы для себя и детей, оказывают активную помощь в создание декораций к спектаклям, помогают в создание инновационной музыкально-развивающей среды и эстетическом оформлении зала.

Такое участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрослым поможет осознать важность всей этой работы. Только в том случае, если родители станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший результат. И чем разнообразнее музыкальная деятельность, тем интересней участвовать в ней детям и родителям!

 

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.
2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.
3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.
4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. Сфера. 2008. №6.
5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1998г.
6. Абалуев Р.Н., Астафьева Н.Г. Интернет-технологии в образовании // Учебно –методическое пособие- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012.-114с.

 

. . .. .