Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Варианты использования музыкального репертуара в празднично-игровой деятельности

Дата публикации: 2022-12-14 21:51:36
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Варианты использования музыкального репертуара в празднично-игровой деятельности

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

 

Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образования. 

Анализ литературы и практический опыт педагогической деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников позволили сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично-игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Таким образом, празднично-игровая деятельность создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. 

Однако, в массовой практике еще наблюдается ряд недостатков по организации празднично-игровой деятельности. Основным из них является «концертно-показательный» подход к созданию праздника, превращающий утренник в отчет детей перед родителями, а подготовку – в бесконечную череду репетиций; праздники проводятся по определенной схеме, ограничивающей деятельность строгими рамками сценария и, как следствие, выхолащивающих у детей эстетические чувства. Насущной проблемой остается перенасыщенность музыкального репертуара. 

Все изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно иной уровень подхода к процессу создания праздника. Чтобы разрешить противоречие между значимостью празднично-игровой деятельности для эмоционально-личностного развития ребенка и недостаточной проработкой процесса подготовки и проведения праздника.  

Практика показала, что необходимым условием для самореализации детей через празднично-игровую деятельность является их максимальное вовлечение в музыкальную творческую деятельность. Опыт предусматривает, что ролевое участие каждого ребенка в праздничном действии достигается, если следовать следующим рекомендациям: 

· Использование коллективного исполнения номеров (песен, танцев, хороводов, игры на инструментах). 

· Включение в программу сольного исполнения или в ансамбле. 

· Сочетание в одном номере коллективного и индивидуального исполнения (солисты и хор). 

· Сочетание разных видов музыкальной деятельности в одном номере (солистам аккомпанирует группа музыкантов; танец – дополнение к песне; «оркестранты» задают ритм танцевальному коллективу). 

Решая актуальную проблему перенасыщенности репертуара на праздниках, выбор репертуара строится, опираясь на следующие принципы: 

· Репертуар должен отвечать воспитательно-образовательным задачам. 

· Иметь художественную ценность. 

· Вызывать у воспитанников положительные эмоции своей яркостью и эмоциональностью. 

· Состоять из знакомых произведений, включая только 1-2 новых. 

· Включать повторно в праздничную программу любимые песни, танцы из «музыкальной коллекции» воспитанников (что особенно важно для успешного развития детей, усваивающих все новое медленнее) 

· Включать в сценарий поисковый материал (например, импровизация «Танца снежных хлопьев», «Вальса с мамой», сочинение «песен – приглашений», «пробуждалок» и так далее). 

Систематизированы и разработаны различные варианты использования музыкального репертуара, базирующегося на вышеизложенных принципах. Рассмотрим некоторые из них. 

В начале года планируется так называемый «дежурный репертуар», который доступен детям, интересен, позволяет развить их музыкальные способности. Основное отличие «дежурного репертуара» в его многофункциональности, он может украсить праздник любой тематики (русские народные песни, песни о дружбе, хорошем настроении, песни-сказки, танцы, которые можно исполнять с различной атрибутикой и повторять несколько раз, но по-новому). Как показывает практика, старшие дошкольники с удовольствием исполняют на «личных» праздниках репертуар, накопленный с младшей группы, а для совместных развлечений с малышами он незаменим. Старшие дети чувствуют себя взрослыми наставниками и помощниками, исполняя вместе малышами давно любимые песни, танцы. Наблюдения свидетельствуют, что  дети любят повторять помногу раз то, что им понравилось, кроме того, при повторении репертуара через некоторое время (2-6 месяцев) воспитанники чувствуют себя более уверенно. Повторное исполнение музыкальных произведений дает возможность детям обмениваться ролями. Например, те дети, которые ранее аккомпанировали танцорам, могут выбрать другой вид деятельности и проявить свои способности в движении. 

Следующие примеры подбора репертуара для празднично-игровой деятельности нацелены на то, чтобы объединить совместным творчеством детей и родителей, дать раскрыться каждому ребенку в любимом виде деятельности и избежать традиционных предпраздничных репетиций.     

Как показывает практика, особое чувство радости вызывает общение на празднике во время коллективного пения.    

Определив тембр детского голоса, его особенности (звонкость, осиплость, подвижность и т.д.), диапазон звучания, для воспитанника подбирается такой репертуар, чтобы он почувствовал себя настоящим творцом, музыкантом, чтобы  у него появилось желание творчески раскрыть характер, заложенный в песне, способствовать осознанному и эмоциональному, выразительному ее исполнению. 

Для исполнения массовых песен подбираются такие тональности, в которых всем детям удобно петь, все голоса звучат естественно и звонко. 

Даже самые робкие, замкнутые дети любят петь частушки, поэтому этот песенный жанр, как правило, включается в праздничный репертуар. Подбираются частушки в соответствии с тематикой праздника: осенние, именинные, плясовые, новогодние, школьные и т.д. 

Как правило, все воспитанники выражают желание разучить и спеть частушки на празднике. Чтобы избежать затянутости шуточного номера, для исполнения каждой частушки  происходит объединение детей  в дуэты, трио (всоответствии с типом голоса), иногда создаются два ансамбля частушечников, которые исполняют частушки разного характера. Например, девочки поют «Частушки – похвальбушки», а мальчики – «Мальчишечьи страдания». Очень эффективно использование на празднике частушек с припевом, дающих возможность подключиться к пению солистов всем детям, родителям. Плясовые частушки («Матаня», «Акулинка»), хороши тем, что сочетают хоровое пение и пляску в хороводе, объединяют всех участников праздника. 

Диалогизация песен -  простейшая форма стимулирования творческой активности детей. Такие песни воспитанники с удовольствием исполняют на празднике, ведя песенный диалог с родителями, персонажами. 

Жанр попурри очень любим дошкольниками. В «Песенные мозаики» включается по одному куплету из нескольких песен, различных по тематике и характеру, что дает возможность объединить любимые песни детей и не расширять праздничный репертуар. В процессе исполнения «Песенной мозаики» у  воспитанников закрепляются навыки осознанного  использования в пении различных средств выразительности, передачи  смены ярких интонаций. 

Для того, чтобы сблизить детей и родителей коллективным пением, практикуется включение в репертуар песен, которые детям нравятся, а родителям знакомы с детства (например, песни В. Шаинского, Е. Крылатова, Б. Савельева). 

Встреча с сюжетной песней – особая радость для  воспитанников. Они их инсценируют, «оживляют» движениями, «звучащими жестами», «играют песни», незаметно в игровой форме приобретают важный навык – умение творчески осмыслить и воплотить в действии предложенную ситуацию, выразить эмоции, адекватные содержанию текста. 

Интерес к понравившейся песне может служить поводом  для создания в процессе подготовки праздника нового вокально-инструментального  ансамбля. 

Например, в преддверии праздника «Хорошее настроение подарить хотим мы вам» девочки, играя в «семью», пели в группе песню «Колыбельная для кукол» Э. Хагагортяна, которую разучили на индивидуальных занятиях. Паша и Костя заинтересовались песней и предложили себя в качестве исполнителей, что девочками было воспринято без энтузиазма: «Это же песня для кукол. Мальчики с куклами не играют». Обсудив вместе ситуацию, пришли к выводу, что если песня нравится, то возможно ее исполнение и девочками, и мальчиками: девочки могут петь, укачивая кукол, а Паша и Костя, выбрав соответствующие инструменты, им аккомпанировать. В результате на празднике, посвященном бабушкам и мамам, «Колыбельную для кукол» исполнил уже не вокальный ансамбль, а вокально-инструментальный, творчество объединило и девочек, и мальчиков. 

Пение под собственный аккомпанемент – одна из любимых детьми форм исполнения. Объединение двух видов музыкальной деятельности активизирует дошкольников, пробуждает к творческому поиску, развивает внимание, чувство ритма, слуховой контроль, вызывает у детей желание общаться с музыкой, предоставляет возможность взрослым участникам праздника подключаться к исполнению песни, аккомпанируя на своих инструментах по примеру ребят. 

Опыт подсказывает, что коллективное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности» и является одним из способов создания  атмосферы увлеченности, раскованности в процессе празднично-игровой деятельности. Поэтому немаловажная роль отводится детскому исполнению на инструментах в празднично-игровой деятельности – дети играют в оркестре или небольшими ансамблями, индивидуально, сопровождают исполнением на инструментах различные виды детского творчества: пение, танцы, игры. 

Совместное музицирование детей и родителей  на празднике доставляет особое удовольствие детям, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия. 

Под музыкальный проигрыш оркестра родителей воспитанниками и поется веселей, появляется желание проявить себя в пляске, когда им аккомпанируют мамы и папы. Дети чувствуют, что их любят, что родители стремятся им помочь. 

Так, одним из праздников, который вдохновил ребят, был концерт «Музыкальные сюрпризы для самых любимых». Перед праздничным представлением, при составлении программы которого дети принимали активное участие, они еще в группе вручили родителям «цветочные хлопушки» в качестве приглашений на концерт, а на самом празднике играли на инструментах, которые выбрали для них мамы из «музыкального сундучка», что было сюрпризом для детей, и для взрослых. Ребята с удовольствием и гордостью продемонстрировали мамам звучание выбранных ими инструментов в оркестре. А под аккомпанемент взрослых дети задорнее, чем обычно исполняли «Круговую пляску». 

Неожиданно дружно заиграл сводный оркестр детей и родителей при исполнении «Частушек с секретиками», когда родители, подхватив ритм, заданный детьми, активно включились в музицирование. После праздника дети долго жили впечатлениями от него, вспоминали и повторяли понравившиеся выступления самостоятельно в группе. Наблюдения за детьми воспитателей, высказывания родителей подсказали, что у ребят активизировалось желание играть на инструментах не только в группе, но и дома экспериментировать со звуками, создавать свои инструменты в сотворчестве с родителями и самостоятельно. В процессе праздника эмоционально-положительное состояние детей отражается в танцах, направленность которых зависит также от содержания праздника. 

Некоторые танцы впервые исполняются на одном празднике детьми, а на другом  повторно исполняются уже вместе с родителями (например, «Разноцветная игра», «Хохотальный танец»). 

Особенно дошкольникам интересна роль «волшебного зеркальца», учителя танцев для своих родителей, если исполняемый совместно танец был ими создан на занятиях, когда обсуждались все варианты, коллективно выбирались и фиксировались лучшие движения. 

Исследования психологов показывают, что танцы, основные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации, значительно повышают психоэмоциональный тонус ребенка, высвобождают его творческий потенциал. Именно в этом случае танец выступает в роли бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. Поддерживая, присущее детям  удовольствие от возможности произвольного движения под музыку, включаются в программу праздника танцы – импровизации, когда каждый исполняет те танцевальные движения, которые он имеет и хочет исполнять, спонтанно реагируя на музыку, закрепляя взаимосвязь музыки и движения в ощущениях. Вместе с тем любой маме, наблюдающей за импровизацией, предоставляется возможность увидеть внутреннее «Я» своего ребенка. 

Вызывает яркие положительные эмоции у всех участников праздника включение в праздничную программу коммуникативных танцев – игр. Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров,  игровые соревнования (кто лучше пляшет) и т.д. Наблюдения показывают, что именно в коммуникативных играх развивается инициативность, готовность к общему, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, формируется и повышается положительная самооценка. 

Практикуется введение в ткань праздника исполнение сольного танца, который обыгрывается взрослыми. Яркость исполненного танца, вызванный интерес к нему  всегда является хорошим стимулом возникновения желания у ребят  разучить этот танец в последующим. 

Таким образом, опыт показывает, что подбор праздничного репертуара, ориентированный на личность ребенка, его возможности, склонности, учитывающий творческое  взаимодействие в праздничном пространстве родителей и детей, позволяет создать комфортные условия для развития, успешной самореализации каждого дошкольника.   

 

. . .. .