Конспект занятия для дошкольников "О выборах - играя"
Конспект занятия для дошкольников "О выборах - играя"
Авторы: Лапикова Ксения Сергеевна,
Маркина Анастасия Евгеньевна
и Макарова Ольга Станиславовна
МБДОУ "Детский сад № 124", г. Архангельск
Аннотация: Данный конспект занятия был разработан для дошкольников 5-7 лет, с целью повышения правовой культуры у будущих избирателей и расширения их кругозора в области избирательного права. Конспект данного занятия разработан с учетом особенностей коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: выборы, кандидаты, избиратели, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Группа/возраст: подготовительная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Форма проведения: фронтальная.
Цель: Формирование эмоционально-положительного и ответственного отношения к процедуре выборов президента страны.
Задачи:
- Познакомить дошкольников на доступном им уровне с процедурой проведения выборов президента;
- Обучать детей выполнять соответствующие действия в воображаемой ситуации по процедуре выборов;
- Развивать интерес к основам избирательной системы государства;
- Развивать умение логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи;
- Поддерживать и стимулировать речевую деятельность детей во время занятия и игровых действий;
- Развивать чувство ритма: передачи хлопками ритма рисунка;
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение договариваться при составлении коллажа;
- Воспитывать чувство ответственности за свой выбор.
Технические средства: видео проектор, экран, колонки, телефон.
Материалы: видеоролик «Предвыборная речь кандидатов в президенты»; воздушные шары по количеству детей; корзина для шаров; картинки и вырезки из газет и журнала; лист ватмана А-3; кисточки, клей карандаш по количеству детей; по 2 салфетки на каждого ребенка; бюллетени по количеству детей; карандаши/ручки на каждого ребенка; импровизированная избирательная урна, ширма.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1. Игра «Поздороваемся».
Педагог: Ну-ка дружно встанем в круг,
Каждый, кто в кругу твой друг!
Подари улыбку другу
И пошли её по кругу.
Мы с друзьями поиграем,
Много нового узнаем!
(Дети входят в группу, встают в круг)
Педагог: Я посылаю улыбку, а вы ее принимайте и по кругу посылайте. А теперь, повернемся к гостям и подарим улыбку им. Теперь у нас с вами и у гостей хорошее настроение.
(Дети здороваются друг с другом, присаживаются на стульчики полукругом)
II. Основная часть.
2. Создание мотивирующей ситуации.
(Раздается телефонный звонок)
Педагог: Извините дети, возможно, это что-то срочное. Можно я отвечу на звонок? (Педагог включает громкую связь, отвечая на звонок)
Телефонный диалог:
- Здравствуйте, Вас беспокоит Лесная Фея из Тридевятого государства. Мне нужна ваша помощь. В нашем сказочном государстве будут происходить выборы Президента. Кандидаты в президенты у нас есть. Это – Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Иван Царевич, Баба Яга и Добрыня Никитич. Помогите нам определить, кто из этих кандидатов достоин быть президентом? Как проходят выборы президенты в вашем государстве?
Педагог: Здравствуй, Лесная Фея. Нам очень приятно, что ты обратилась к нам за помощью. Мы с ребятами отправимся в ваше государство и поможем организовать выборы президента. Правда, ребята?
(Ответы детей)
Педагог: До скорой встречи, Лесная Фея.
3. Вводная беседа.
Педагог: Какое совпадение! А вы знаете, что в нашей стране 18 марта тоже будут проходить выборы Президента Российской Федерации? Давайте вспомним, а что такое выборы, для чего они нужны?
(Ответы детей)
Педагог: Чтобы в счастье жил народ нам нужны и лидеры, избирает их народ – это и есть выборы! Они нужны для того, чтобы выбрать из нескольких кандидатов самого достойного. Кто такие кандидаты?
(Ответы детей)
Педагог: Верно, это такие люди, которые хотят стать главой государства. Они составляют свой план, программу действий, где рассказывают, что будут делать для того, чтобы людям жилось лучше. А кто выбирает президента?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, избиратели - это люди, которые выбирают в президенты самого достойного кандидата.
Педагог: Ребята, в кандидаты президенты Тридевятого Государства подали свои заявки Василиса Премудрая и Баба Яга. Как вы думаете, а может ли президентом быть женщина?
(Ответы детей)
Педагог: Президентом страны может быть и женщина и мужчина.
Педагог: Могут ли сразу быть два президента в государстве?
(Ответы детей)
Педагог: Президент России – это глава государства. Президентом может быть только 1 человек. Он самый главный человек в стране. Быть президентом – это очень ответственная и сложная работа. Президент даёт клятву, верно, служить народу своего государства. В нашей стране сегодня президентом является Владимир Владимирович Путин.
Педагог: А какими качествами должен обладать президент?
4. Дидактическое упражнение «Подбери признак»
(Дети называют те качества, которыми, по их мнению, обладает президент)
Педагог: Молодцы! Я вижу, что вы владеете знаниями о выборах. И понимаете важность этого мероприятия.
Педагог: Ребята, для того чтобы попасть в Тридевятое государство, возьмите воздушные шарики, встаньте в круг.
5. Физкультминутка: «Воздушный шар»
Мы шагаем дружно-дружно, |
(дети шагают по кругу под музыку) |
Поднимем шар воздушный. |
(поднимают шарики вверх) |
Шарик красный, шарик синий, |
(дети делают наклоны влево право) |
Посмотрите, как красиво |
(дети держат мяч перед собой) |
Этот шарик не простой, Он поможет нам с тобой! |
(дети соединяют шарики вместе) |
Педагог: А сейчас закройте глаза, и мы полетим в сказочную страну.
(Звучит музыка, в группу входит Лесная фея)
Лесная фея: Вот вы и очутились в волшебной стране. Давайте уберем ваши волшебные шары в корзину, чтобы вы смогли вернуться обратно домой.
(Дети убирают воздушные шары в корзину)
Лесная Фея: Скажите, а как в вашей стране выбирают президента?
Педагог: В нашей стране президента выбирают раз в шесть лет. Люди приходят на избирательный участок, заполняют бюллетень, в котором отдают свой голос за понравившегося кандидата. Затем избирательная комиссия подсчитывает голоса. Побеждает тот кандидат, который наберет большее количество голосов. Познакомьте нас с вашими кандидатами в президенты.
Лесная Фея: Посмотрите на наш волшебный экран. Кандидаты - хороши, чем полезны - вам расскажут, кто, чем лучше - вам покажут.
(Дети садятся на стульчики напротив экрана и просматривают видеоролик с предвыборными лозунгами кандидатов)
6. Видеоролик «Предвыборная речь кандидатов в президенты»:
Кощей Бессмертный:
|
«Я – как поганка бледный. К тому же я не бедный. Голосуйте за меня – расплачусь монетой я.» |
Василиса Премудрая:
|
«Я прекрасна и премудра, Справедлива и добра! Я красива, как актриса, А зовусь я Василиса!» |
Иван Царевич:
|
«Я – царевич! Я – король! Страной править не впервой. Президентом стану Я! Голосуйте за меня!» |
Баба Яга:
|
«Я Ягуся хоть куда, Не смотрите на года Президентом лучшим буду! Наведу порядок всюду!» |
Добрыня Никитич: |
«Добрыня – русский богатырь, Никитич – отчество мое, Я быстро рос и вверх, и вширь И нечисть побороть могу легко.» |
Лесная Фея: Ребята, вам понравились наши кандидаты? А что бы каждый из вас сделал, если бы стал президентом?
7. Дидактическое упражнение: «Если бы я был президентом …»
(Дети рассуждают)
Лесная Фея: Какие хорошие пожелания, надо их записать.
Педагог: Наши ребята еще только пойдут в школу, поэтому мы составим вам красочный коллаж. Дети, пройдите, пожалуйста, к столу, на котором вас ждет все необходимое.
8. Составление коллажа: «В помощь президенту».
(Дети на листе ватмана «создают» страну своей мечты)
Лесная Фея: Спасибо, я обязательно передам ваш коллаж будущему президенту. Педагог: Ребята, теперь настало время показать жителям Тридевятого государства, как выбирают президента. Мы с Феей откроем первый избирательный участок, в котором вы будете первыми избирателями. А членами избирательной комиссии буду я и Лесная Фея.
Педагог: Напоминаю, уважаемые избиратели, что вы можете голосовать только за одного кандидата и поставить крестик в квадратике избирательного бюллетеня напротив изображения, понравившегося кандидата. Я думаю, что каждый из вас определился со своим выбором. Настало время голосования. Для того чтобы проголосовать, пройдите, пожалуйста, на ваш избирательный участок.
(Дети проходят на импровизированный избирательный участок)
Педагог: Ребята, чтобы получить бюллетень, вам нужно подойти к члену избирательной комиссии, назвать свои имя и фамилию. Член избирательной комиссии даст вам один бюллетень, с которым вы проходите к месту голосования. Напоминаю, что проголосовать можно за одного понравившегося кандидата. С заполненным бюллетенем вы проходите к избирательной урне и опускаете туда свой бюллетень. После того, как все проголосуют, мы с Лесной Феей подсчитаем голоса и назовем имя победившего кандидата на нашем избирательном участке. А кто станет президентом Тридевятого государства, мы с вами узнаем, только когда вернемся домой, после того, как проголосуют все жители сказочного государства.
9. Проводится процедура голосования и подсчета голосов.
Лесная Фея: Спасибо вам за помощь. Но мне пора отправляться в путь, чтобы создать избирательные участки по всей сказочной стране, где каждый житель сможет выполнить свой гражданский долг и принять участие в выборе своего президента.
Педагог: Уважаемая Лесная Фея, нам с ребятами очень интересно, кто станет президентом Тридевятого государства. Пожалуйста, сообщите нам об этом по телефону. До свидания, Лесная Фея, рады были вам помочь.
(Лесная Фея уходит)
III Заключительная часть:
Педагог: И нам пора в наш любимый детский сад. Возьмите воздушные шарики, встаньте в круг - полетели!
10. Физкультминутка: «Воздушный шар»
Мы шагаем дружно-дружно, |
(дети шагают по кругу под музыку) |
Поднимем шар воздушный. |
(поднимают шарики вверх) |
Шарик красный, шарик синий, |
(дети делают наклоны влево право) |
Посмотрите, как красиво |
(дети держат мяч перед собой) |
Этот шарик не простой, Он поможет нам с тобой! |
(дети соединяют шарики вместе) |
Педагог: Вот мы и прилетели обратно в детский сад. Можете убрать ваши волшебные шары в корзину.
(Дети убирают воздушные шары в корзину)
Педагог: Какие вы молодцы, помогли жителям Тридевятого государства организовать выборы президента, познакомили их с новыми словами. Эти слова очень сложные, давайте мы их прохлопаем: вы-бо-ры; пре-зи-дент, бюл-ле-тень, кан-ди-дат, из-би-ра-тель, у-час-ток.
11. Дидактическое упражнение: «Отхлопай ритм».
(Дети передают хлопками ритма рисунка слов)
Педагог: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступили жители Тридевятого государства, что провели выборы президента? Зависит ли результат выбора от мнения гражданина?
(Ответы детей)
Педагог подводит итог: Результаты выборов зависят от мнения каждого гражданина. Поэтому важно чтобы все граждане пришли на избирательный участок и проголосовали, от правильного выбора зависит ваше и будущее нашей страны.