Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Развивающие музыкальные игры

Дата публикации: 2023-01-09 15:47:18
Статью разместил(а):
Мелехина Ирина Сергеевна

Развивающие музыкальные игры

Автор: Мелехина Ирина Сергеевна

 

В дошкольном возрасте раскрываются способности ребенка, формируются его увлечения. Ребенок познает мир всеми своими органами чувств. Музыка оказывает сильное влияние на его  всестороннее  развитие. Еще до рождения ребенка окружает музыка. Музыка, которую слушает его мама. Поэтому очень важно слушать  классическую музыку для развития ребенка. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых дней жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

Музыка оказывает сильное влияние на всестороннее развитие ребёнка, создает хорошее настроение, раскрепощает, объединяет общими переживаниями, совершенствует двигательные навыки, дисциплинирует детей. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Музыка сопровождает ребенка в повседневной жизни, в подвижных играх, на различных занятиях, на прогулке и утренней гимнастике. Дети отзывчивы на музыку, ее настроение. Они с радостью слушают веселую музыку и притихают, когда звучит спокойная, нежная музыка. При этом у них возникает желание подпевать, повторить движения.

На Руси издавна любили музыку и музыкальные игры. С давних пор игра составляла незаменимую часть жизни человека. Время изменяло игру, что то забывалось, что-то создавалось вновь. Изменить правила игры можно, но отказаться от игры невозможно, потому что неизменной остается тяга детей к игре.

Игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей в которой изучается, осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», это  источник веселья, бодрости, хорошего самочувствия.

Музыкальные игры – это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Несмотря на свою кажущуюся простоту – это один из лучших способов развития у детей качеств, умений и навыков. Во время адаптации они раскрепощают детей, помогают сблизиться и подружиться. Игры помогают организовать детей, развивая самые лучшие качества: эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, чувство сопереживания. Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего ребенка.

Каждая игра имеет нравственные, двигательные и музыкальные задачи. Существует множество музыкальных игр. Они подразделяются на:

  • подвижные
  • подражательные
  • игры – танцы
  • хороводные
  • дидактические
  •  музыкально-образные.

Музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста.

«Чей домик?»

Дети, изображая «кошку» и « котят», присаживаются за стульчиками - «домиками», которые расставлены по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель спрашивает:

Куда же наша Настя пойдет?

Туда ли, где кошка поет,

 А может, туда, где спросонок

 Мяукает сладко котенок?

Ребенок, которого назвал педагог, проходит вдоль стульчиков, стучит по одному из них и спрашивает: «Кто в домике живет?» Сидящий за стульчиком «мяукает» низким или высоким голосом в зависимости от того, кого хочет изобразить (кошку или котенка) Правильно отгадав загадку, водящий занимает «домик».

«Музыкальный домик»

Цель: Научить детей различать тембр звучания музыкальных инструментов: бубна, барабана и металлофона.

Ход игры: Воспитатель вносит в группу домик и говорит,  что  в  нем живут звери – музыканты. Зайчик играет на металлофоне, петушок – на бубне, а мишка – на барабане. Дети слушают игру зверей и определяют, какой инструмент звучит и какой зверь играет. Правильно угадавших хвалят, тем, кто не может угадать, помогают.

Хороводные игры для младшего дошкольного возраста.

Ну-ка, зайка, попляши!

Ну-ка, зайка, попляши

 Ну-ка серый попляши.

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля

Хорошенько попляши! (дети с песней  идут по кругу, в центре ребенок – зайчик пляшет)

Ну-ка, зайка, покружись,

Ну-ка, серый, покружись.  

Ля-ля-ля. Ля-ля-ля

Ну-ка серый покружись (дети хлопают в ладоши, зайка кружится)

Ну-ка, зайка, топни лапкой. Ну-ка, серый, топни лапкой

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля-ля.

Ну-ка, серый, топни лапкой (дети хлопают в ладоши, зайка притопывает лапкой)

Ну-ка, зайка, поклонись

Ну-ка, серый, поклонись.

Ля-ля-ля. Ля-ля-ля.  

Нашим деткам поклонись (зайка кланяется)  

«Матрешки»

Ходим, ходим хороводом.  

Перед всем честным народом (дети  ходят)

Сели (дети присаживаются)

Встали (дети встают)

Себя показали. Попрыгали (дети прыгают)

Потопаем (дети топают ногами)

В ладоши похлопали (дети хлопают в ладоши) 

Задачи: учить детей различать части тела, двигаться в соответствии с музыкой и заданием.

Игра – танец для детей среднего возраста.

«Весело играем»

Ход игры: Звучит музыка, дети идут парами по кругу. Музыка останавливается. Ведущий называет определенную часть тела, которой дети должны прикоснуться друг к другу. Звучит следующий музыкальный фрагмент. Участники ритмично танцуют в паре, касаясь друг друга заданной частью тела. Например: правым плечом, левым плечом, правым локтем, коленками и т.д. Звучит любая танцевальная музыка.

Подражательная  игра для детей среднего возраста.

«Пойми меня»

Задачи: развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, умение детей фантазировать, соединять движения в комбинации. 

Дети делятся на две группы. Каждой группе дается задание показать какое-то действие с помощью танцевальных движений. Например: «копаем картошку», «собираем ягоды», «играем в мяч» и т.д. Команды  должны отгадать друг у друга, что они делали. Выигрывает та группа, которая больше отгадала действий. Используется любая танцевальная музыка.

Музыкально-образная игра для детей младшего возраста.

«Расскажи-ка, воробей»

Задачи: учить детей выразительно передавать игровые образы, двигаться под музыку разного характера.

Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка, обращение:

Расскажи-ка воробей (2 раза)

Как медведи ходят? (2 раза) (зайчата, лягушата …)

А медведи ходят так (2 раза)

Так медведи ходят (2 раза)

Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за «воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг.

«Столовый муз. обоз»

В эту шуточную музыкальную игру следует играть с детьми старшего возраста.

Участники должны исполнить музыкальное произведение, имея в качестве музыкальных инструментов … предметы кухонной утвари. Можно использовать все, что душе угодно, и всё, что удастся найти, от деревянных ложек до кастрюль и крышек от кастрюль.

Ведущий определяет дополнительные правила. Он может выбрать какое-то произведение по своему вкусу, а «музыканты» должны будут его исполнить.

Уделяя внимание раннему музыкальному развитию детей, взрослые знакомят их с прекрасным миром звуков и способствуют более целостному становлению личности. Поэтому в ознакомлении с музыкой и музыкальными играми очень важно взаимодействие воспитателей и родителей.

 

. . .. .