Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Роль подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-10-02 19:34:56
Статью разместил(а):
Петрова Валентина Васильевна

Роль подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Петрова Валентина Васильевна

ГБДОУ "Детский сад № 80 Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

С давних времен игра является спутником человека. Многими русскими педагогами подчеркивалось большое значение игры как деятельности, которая помогает качественно изменить физическое и психическое развитие личности ребенка, оказать влияние на процесс его становления и формирования. Подвижная игра также обладает большим образовательным, воспитательным потенциалом.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления и ценных морально-волевых качеств. При их проведении совершенствуется эстетическое восприятие мира, используются неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта дошкольников, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

В период дошкольного детства идет интенсивное развитие таких жизненно необходимых движений, как бег, прыжки, метание, лазание. У детей наблюдается огромная потребность в движении, которую обычно они удовлетворяют в своих играх. Играть для них – это, прежде всего, действовать, двигаться.

Подвижные игры многое могут дать для закрепления двигательных навыков у детей, развитие у них быстроты, ловкости движений, организованности и дисциплинированности, а также для формирования дружеских взаимоотношений. Задачи физического воспитания – это, прежде всего воспитание детей здоровыми, бодрыми, жизнерадостными, закаленными, ловкими.

Игры заставляют детей быть активными, деятельными, добиваться успеха, действовать согласованно, дружно, понимать друг друга.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики, а выполнение игровых заданий доставляет детям большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

В дошкольном возрасте подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.

Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В ходе подвижных играх ребенок приучается играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребёнка выполнять какое ‐ либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны начинать движения все вместе по указанию взрослого, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают воспитанникам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно‐мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на спортивной площадке. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, таким образом увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Воспитатели должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми, игровыми ситуациями и различными физическими упражнениями.

Обязательное выполнение правил, преодоление препятствий является прекрасным упражнением для воспитания у детей выдержки.

В подвижных играх с музыкальным сопровождением у детей развивается музыкальный слух, ритм, движения становятся более выразительными. Роль слова в подвижных играх также очень велика. Словесные указания воспитателя в процессе игры по выполнению движений способствуют образованию и закреплению двигательных навыков у детей. Благодаря слову дети осмысливают правила игры. Привлечение детей к обсуждению проведенной игры приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к игре.

В играх детям приходится произносить короткое стихотворение, петь песенку, пользоваться считалочками. Все это способствует развитию речи детей. Особенно положительно влияет на состояние здоровья детей проведение подвижных игр на свежем воздухе в любое время года. В результате длительного пребывания на воздухе у детей увеличивается аппетит, повышается сопротивляемость организма вредным влияниям, укрепляется нервная система. Игры в коллективе обычно вызывает у детей веселое, радостное настроение, сближают детей, вызывает дружеские чувства.

Организация и методика подвижных игр должна соответствовать возрастным особенностям детей. Необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста. В подвижных играх применяются различные предметы: погремушки, бубен, флажки, цветные ленты. В подвижных играх с правилами порядок эпизодов в игре, последовательность действий являются постоянными.

Подвижные игры являются прекрасным средством воспитания выдержки у детей. Многие игры вызывают у ребенка необходимость действовать не сразу, а только после определенного сигнала. Например, в игре «Догони свою пару» ребенок не сразу бежит за стоявшим впереди него, а только после сигнала «лови». В играх часто приходится быстро тормозить свои движения, останавливаться во время бега или поскоков.

Учет индивидуальных способностей детей особенно необходим для правильного руководства играми. Это важно, прежде всего, в тех случаях, когда ребенок чем-то выделяется из массы детей по своему поведению, развитию движений, состоянию здоровья. Индивидуальный подход нужен по отношению к детям, недавно перенесшим какое-либо инфекционное заболевание, им нужно давать в играх меньшую нагрузку.

Проведение подвижных игр в любое время года на воздухе является одним из гигиенических требований. Проводя подвижные игры в ДОУ, воспитатель может задействовать разное количество детей, но необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Игровая деятельность, в том числе и двигательная, доступна и интересна детям. Подражание животным и птицам и другим персонажам и образам свойственно им, содержание игр, сюжет и правила привлекают детей. Желание выразить в движении свое настроение вызывает положительные эмоции и, как доказано многочисленными исследованиями, оказывает оздоровительный эффект.

В пользу использования подвижных игр выступает и то обстоятельство, что их можно проводить фронтально, индивидуально и с подгруппами детей в различное время, на занятиях и в процессе проведения режимных моментов в детском саду и дома с родителями, кроме того, можно играть не только под руководством взрослого, но и самостоятельно.

Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Игра – это ведущая деятельность в жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

 

. . .. .