Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Опыт в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся

Дата публикации: 2023-11-03 15:03:54
Статью разместил(а):
Тихонова Марина Борисовна

Опыт в патриотическом и нравственном воспитании обучающихся

Автор: Тихонова Марина Борисовна

ГБДОУ ЦРР "Детский сад № 45", Санкт-Петербург

«Сохраняем культуру, сохраняем народ, сохранение культурного наследия с целью передачи традиций и нравственных устоев в дошкольном образовании».

Сохранение культуры и народа одного региона и приобщение детей в дошкольном возрасте к этой культуре - это очень важная тема. Кроме того, приобщение к российской культуре и русскому языку также не менее значимо для формирования гражданской идентичности народов Российской Федерации.

В дошкольном возрасте дети легче усваивают новые знания и умения, поэтому раннее приобщение к культуре и народу региона может принести большую пользу. Это может включать изучение национальных языков, культурно-исторических традиций и особенностей народов региона. Такой подход помогает ребёнку получить уважение к окружающему миру и продолжить традиции своего региона.

Кроме того, приобщение к российской культуре и русскому языку также имеет большое значение. Русский язык является основным государственным языком в России, и знание его является необходимым условием для успешной интеграции в российское общество. Приобщение к российской культуре поможет детям понимать и соприкасаться с культурой других народов России, чем также важно для формирования терпимости.

Важно понимать, что сохранение культуры и народа не означает отрицание других культур и народов. Напротив, многообразие культур и языковых изысков является богатством Российской Федерации и залогом ее успешного развития.                

Если речь идёт о сохранении народа и его культуры, то следует учитывать, что народ - это не только язык, обычаи и традиции, но и сама идентичность, связанная с группой людей, имеющих общее происхождение и культуру. 

Чтобы сохранить народ, необходимо сохранять его культуру, и прежде всего, она должна передаваться с поколения на поколение, начиная с детства. Для этого важно проводить мероприятия по образованию, культуре и развитию, позволяющие детям вовлекаться в изучение своей культуры. 

Создание платформ для проведения национальных праздников и традиций помогает сохранять традиционные обычаи и показывать их другим народам, при этом обмен знаниями и культурой укрепляет связи между разными этническими группами. 

Также важным моментом в сохранении культуры является сохранение исторических памятников, индивидуально-авторских работ и открытых пространств. Это позволяет сохранять национальное наследие и традиции народа. И, конечно же, большое внимание должно уделяться сохранению языка, на котором говорит народ. Изучение родного языка и сохранение его функционирования в повседневной жизни - это залог сохранения народа и его культуры, как одного целого.

Диалог культур - это не только форма взаимодействия между народами, но и приём создания уникального культурного пространства, где каждая культура имеет своё место и признание. Передача культурного наследия народных традиций, праздников, языка, ремёсел, семейных традиций и нравственных устоев очень важна для сохранения и уважения национальной и духовной идентичности. Для этого можно проводить различные мероприятия, включающие традиционные ремесла, национальные конкурсы, фестивали и праздники, а также образовательные программы. 

Передача языка - это важный элемент сохранения культурного наследия и национальной идентичности. Знание родного языка помогает сохранять и передавать традиции, понимать происхождение и культурные особенности народа, и сохранять связи между поколениями. 

Семейные традиции, тоже оказывают большое влияние на формирование национальной идентичности у молодых поколений. Они передают нормы и ценности, а также помогают сохранять традиции и региональные особенности. 

Наконец, сохранение культурного наследия с целью передачи традиций и нравственных устоев – это важная задача.  Она подразумевает сохранение традиций, связанных с народными праздниками, обычаями, применением народной медицины и другими обрядами. Это помогает не только сохранить культурное наследие, но и расширить кругозор, познакомиться с другими культурами, традициями и нравственными убеждениями, а также сформировать только полезные ценности и убеждений.

В России существует множество подходов к сохранению и передаче исконных традиций и культурного достояния народов. Среди них можно выделить следующие:

1. Образование. Всё начинается с образования и воспитания. Для сохранения культурного наследия народов России необходимо проводить мероприятия в учебных завениях, чтобы дети и молодёжь узнали о культуре и традициях своего народа и родного региона.

2. Научные и исследовательские проекты. Реализация проектов, способствующих изучению и сохранению исконных традиций и культурного достояния, важна для понимания национального наследия. Исследование и сохранение наличествующих искусства, рукоделия, культурных обычаев и традиций может привести к оживлению их в современном мире.

3. Создание музеев и выставок позволяет сохранить и показать исконные традиции, ремёсла, искусство и культурное наследие народов России. Многие музеи и экспозиции демонстрируют как ушедшее, так и современное выражение народной культуры.

4. Участие в народных праздниках и обрядах. Народные праздники и обряды являются важной составляющей культурного наследия народов России. Участие в них позволяет не только познакомиться с традициями и культурой народа, но и воспроизвести наследие для следующего поколения.

В целом, эти подходы способствуют сохранению и передаче исконных традиций и культурного достояния народов России новому поколению, сохранению и развитию многообразия культур в России.

Методологическая работа по нравственному и духовно-нравственному воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого в детском саду проводился тематический педагогический совет «Гражданское патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе», консультации, взаимопосещение образовательной деятельности.

Так за прошедший учебный год два педагога выбрали для себя темы самообразования по патриотизму: «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства», «Воспитание нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей.

С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ. Духовно - нравственное  воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: - Проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. - Обустройство патриотических уголков в ДОУ. Организация тематических мероприятий. Они включает в себя: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам. Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День матери.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы дети разучивают военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники нужны для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого Нового Года.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС  подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами.

Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок», «Перетягивание каната», «Быстрый наездник», «Самый сильный» и пр. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.  Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна. Хорошим подспорьем для проведений образовательной деятельности с детьми, да и в свободной деятельности является наличие дидактических игр в группе.

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит целями патриотического воспитания дошкольников создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников. Ведь именно в этом возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

Участие наших воспитанников в районном конкурсе «Я люблю тебя, Россия!».

В федеральной образовательной программе поставлена цель: разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Дети легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Весь коллектив детского сада работает в этом направлении: музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели. Воспитатель должен помочь детям познакомиться с культурным наследием своего народа и региона, чтобы они понимали и уважали различия в культуре и традициях других.

Важно учитывать, что передача традиций и нравственных устоев - это не только обучение теории, но и обучение практике. Практические упражнения включают музыкальную, танцевальную и художественную деятельность, а также бытовые умения и ремесло. Конечно, передача традиций и нравственных устоев в дошкольном образовании реализуется на практике.

Воспитатели могут включать элементы культуры и традиции в обучение дошкольников. Например, проводить мастер-классы по национальным ремеслам, танцам, играм, петь песни на языке народа, устраивать выставки народных костюмов. Многие дошкольные учреждения также проводят национальные праздники, на которых дети могут познакомиться с традициями и обычаями своего народа и других народов.

Кроме того, воспитатели могут проводить беседы с детьми, в которых рассказывают о значимости традиций и нравственных устоев и обучают правилам этикета и поведения в обществе. Важно также слушать детей и учитывать их мнение, задавать вопросы, обсуждать, почему некоторые вещи нельзя делать, а другие можно.

Зачастую для достижения эффекта восприятия, реализации этих целей, дошкольные учреждения и родители проводят совместные мероприятия, подобранные под возраст ребенка, включая конкурсы, игры и другие интерактивные мероприятия.

Таким образом, передача традиций и нравственных устоев происходит на практике. Воспитатели используют разнообразные методы, такие как игры, мастер-классы, беседы, обсуждения, неформальное общение, чтобы помочь детской аудитории в этом деле, приобщить их к культуре и традициям своего народа и других народов, и тем самым формировать у них гражданскую идентичность и принципы морального поведения.

Сохранение культурного наследия также помогает формированию нравственных устоев. Благодаря изучению духовного наследия своего народа и других народов, дети могут развивать толерантность, уважение к другим культурам и людям, а также формировать традиции и ценности, которые помогут им справляться с трудностями в будущем.

Таким образом, сохранение культурного наследия играет важную роль в передаче традиций и нравственных устоев дошкольникам. Воспитатели и специалисты должны стараться внедрять элементы культуры и традиций в повседневную жизнь детей, помогая им более глубоко понимать мир и наслаждаться своей культурой и традициями.

 

. . .. .