Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Старт в будущее

Дата публикации: 2022-02-12 18:42:49
Статью разместил(а):
Емельянова Елена Александровна

Старт в будущее

Автор: Емельянова Елена Александровна

МБОУ "СОШ с. Тербуны"

Аннотация. Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность преподавания учебного предмета «Технология» по модульному принципу, как одного из элементов профессиональной ориентации в мире информационных технологий.

Ключевые слова: технология, цифровые компетенции, профессиональная деятельность.

 

Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Быстроразвивающийся технологичный мир подталкивает все предметные области образовательного процесса к неизбежным изменениям. Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал выпускников современной школы, их конкурентоспособность на рынке труда, влияет в целом на интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов в современной школе.

Но сегодняшнему выпускнику необходимы не просто базовые предметные знания, а формирование непрерывно обновляющихся, с учетом изменений требований, базовые компетенции цифровой экономики. Поэтому назрела необходимость обучения школьников по основным образовательным программам, которые будут отвечать персональному профилю каждого выпускника, ориентироваться на развитие цифровых компетенций. И здесь особая роль отводится предметной области «Технология», которая должна отвечать вызовам времени и удовлетворять потребностям выпускника.

Мотивация к активному изучению предмета в последнее время была ослаблена по ряду причин:

- сокращение учебного времени на изучение предмета;

- устаревшая материально-техническая база, требующая обновления и модернизации;

- уровень компетентности педагогов недостаточно высок.

Благодаря тому, что МБОУ "СОШ с. Тербуны" стала обладателем гранта Министерства просвещения РФ, то появилась возможность существенно улучшить материально-техническую базу, а также объединить имеющиеся ресурсы Центр «Точка роста» и «Лаборатория межпредметных технологий».

Следовательно, сегодня уроки технологии проходит в совершенно новом формате, потому что современному учителю необходимо выстраивать деятельность на уроках так, чтобы происходило освоение выпускником в полном объеме базовых компетенций работы с современным технологичным оборудованием в области робототехники и 3D-моделирования, информационных технологий и технологий производства и формировались цифровые компетенции при знакомстве с миром профессий и вовлечении в проектную культуру. Самоопределение и ориентация обучающихся на инженерно-технические и IT- специальности в корне меняет подход к обучению.

Современная школа должна работать на опережение, так как несет определенную ответственность за будущее выпускников, и предметная область «Технология» является важным звеном в этом процессе. Новый подход в преподавании учебного предмета «Технология» позволяет развивать наукоемкие технологии в школе, способствует знакомству с миром цифры, создавать такие высокотехнологичные производства и инновационные технологические кластеры.

 Программа построена по модульному принципу и содержит следующие модули:

1.      Модуль «Производство и технологии». 

2.      Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов». 

3.      Модуль «Компьютерная графика, черчение». 

4.      Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование». 

5.      Модуль «Робототехника». 

6.      Модуль «Автоматизированные системы».

Результатом изучения каждого модуля, является разработка, создание и защита проекта.

Занятия рассчитаны на углубленную подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков, а также на развитие инженерного и художественного мышления, формирование начальных технических и цифровых знаний, овладение soft-  и hard- компетенциями. 

Учебные занятия направлены на развитие у школьников интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности в области технологических инноваций, значительно расширяющих кругозор и образованность.

Приоритетными результатами новой программы являются: 

- знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования;

- решение изобретательских задач; 

- знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий, освоение их важнейших базовых элементов; 

- профессиональное самоопределение; 

- овладение опытом конструирования и проектирования, навыками применения ИКТ и цифровых технологий; 

- базовые навыки работы в программах по моделированию;

- ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества; 

- владение проектным подходом к деятельности.

Инновационный поиск новых средств обучения привел учителей кафедры Технология к пониманию того, что на уроках технологии, особенно в старших классах, необходимо активнее применять метод проектов. Наиболее ценными и эффективными в проектной деятельности, являются такие процессы, как исследование и прототипирование. Эти процессы являются основными факторами повышения учебной мотивации.

Результатом работы по каждому модулю является проект, который может быть, как индивидуальный, позволяющий расширить индивидуальное поле деятельности каждого обучающегося, так и групповой, который учит работать в команде. Обе формы работы позволяют раскрыть таланты в области освоения культуры проектирования, содействовать профессиональному самоопределению, развивают навыки «4К»:

- критическое мышление;

- креативность;

- коммуникация;

- командная работа. 

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Метод проектов реализуется как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе общества и направлены на развитие их творческого потенциала. Перед обучающимся ставится проблема, при решении которой, приобретается личный опыт, формируется большое количество компетенций. В основе метода творческих проектов лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в современном информационном пространстве. Данный опыт показал, что у обучающихся сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ, что подтверждает анализ оценки проектных работ и результатов олимпиады школьников на всех этапах за последние три года.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно – деятельностный подход в обучении школьников, интегрировать компетенции, полученные ими на уроках технологии и в другие предметные области.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников, способствует формированию цифровой грамотности. Учитель выступает в роли коуча.

Следовательно, программа учебного предмета «Технология» даёт возможность выпускникам школы с. Тербуны расширять границы технического творчества, а также получать актуальное представление о тенденциях на рынке труда. Программа предполагает подготовку инженерно-технических кадров, которые смогут применять как технические, цифровые так и предпринимательские навыки на практике. Успешное освоение всех её модулей и защита проектов не только способствует формированию цифровой грамотности современных выпускников, но и благодаря профессиональным пробам в реальных или модельных условиях позволяет иметь четкое представление о деятельности в интересующей сфере.

Квалифицированная помощь педагога и грамотно построенная работа в лаборатории межпредметных технологий(ЛМТ) по системе ПРОФИ II в рамках программы учебного предмета «Технология», обеспечивает осознанное решение при составлении индивидуального образовательного маршрута, и реализации личной программы дальнейшего профессионального развития. Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха привело к поиску и реализации новых подходов в преподавании учебного предмета «Технология». 

 

Список литературы:

1. Осоченко Е.А. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России [Текст]: проект-сигнал: [доклад] / [Е.А. Осоченко, А.Г. Макушкин] – Москва: Проектный офис "Цифровая экономика РФ" ГК "Росатом", 2019. - 372 с.

2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: доклад НИУ ВШЭ:  к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апреля 1019 г., Москва / [Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.]; научный редактор Л.М. Гохберг; Высшая школа экономики.

 

. . .. .