Старт в будущее
Старт в будущее
Автор: Емельянова Елена Александровна
МБОУ "СОШ с. Тербуны"
Аннотация. Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность преподавания учебного предмета «Технология» по модульному принципу, как одного из элементов профессиональной ориентации в мире информационных технологий.
Ключевые слова: технология, цифровые компетенции, профессиональная деятельность.
Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Быстроразвивающийся технологичный мир подталкивает все предметные области образовательного процесса к неизбежным изменениям. Уровень технологической культуры населения в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий определяет кадровый потенциал выпускников современной школы, их конкурентоспособность на рынке труда, влияет в целом на интеллектуализацию человеческого капитала и наукоемких сфер деятельности, обеспечивает безопасность и культуру организации производственных и иных технологических процессов в современной школе.
Но сегодняшнему выпускнику необходимы не просто базовые предметные знания, а формирование непрерывно обновляющихся, с учетом изменений требований, базовые компетенции цифровой экономики. Поэтому назрела необходимость обучения школьников по основным образовательным программам, которые будут отвечать персональному профилю каждого выпускника, ориентироваться на развитие цифровых компетенций. И здесь особая роль отводится предметной области «Технология», которая должна отвечать вызовам времени и удовлетворять потребностям выпускника.
Мотивация к активному изучению предмета в последнее время была ослаблена по ряду причин:
- сокращение учебного времени на изучение предмета;
- устаревшая материально-техническая база, требующая обновления и модернизации;
- уровень компетентности педагогов недостаточно высок.
Благодаря тому, что МБОУ "СОШ с. Тербуны" стала обладателем гранта Министерства просвещения РФ, то появилась возможность существенно улучшить материально-техническую базу, а также объединить имеющиеся ресурсы Центр «Точка роста» и «Лаборатория межпредметных технологий».
Следовательно, сегодня уроки технологии проходит в совершенно новом формате, потому что современному учителю необходимо выстраивать деятельность на уроках так, чтобы происходило освоение выпускником в полном объеме базовых компетенций работы с современным технологичным оборудованием в области робототехники и 3D-моделирования, информационных технологий и технологий производства и формировались цифровые компетенции при знакомстве с миром профессий и вовлечении в проектную культуру. Самоопределение и ориентация обучающихся на инженерно-технические и IT- специальности в корне меняет подход к обучению.
Современная школа должна работать на опережение, так как несет определенную ответственность за будущее выпускников, и предметная область «Технология» является важным звеном в этом процессе. Новый подход в преподавании учебного предмета «Технология» позволяет развивать наукоемкие технологии в школе, способствует знакомству с миром цифры, создавать такие высокотехнологичные производства и инновационные технологические кластеры.
Программа построена по модульному принципу и содержит следующие модули:
1. Модуль «Производство и технологии».
2. Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов».
3. Модуль «Компьютерная графика, черчение».
4. Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование».
5. Модуль «Робототехника».
6. Модуль «Автоматизированные системы».
Результатом изучения каждого модуля, является разработка, создание и защита проекта.
Занятия рассчитаны на углубленную подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических способностей, исследовательских навыков, а также на развитие инженерного и художественного мышления, формирование начальных технических и цифровых знаний, овладение soft- и hard- компетенциями.
Учебные занятия направлены на развитие у школьников интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности в области технологических инноваций, значительно расширяющих кругозор и образованность.
Приоритетными результатами новой программы являются:
- знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования;
- решение изобретательских задач;
- знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий, освоение их важнейших базовых элементов;
- профессиональное самоопределение;
- овладение опытом конструирования и проектирования, навыками применения ИКТ и цифровых технологий;
- базовые навыки работы в программах по моделированию;
- ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
- владение проектным подходом к деятельности.
Инновационный поиск новых средств обучения привел учителей кафедры Технология к пониманию того, что на уроках технологии, особенно в старших классах, необходимо активнее применять метод проектов. Наиболее ценными и эффективными в проектной деятельности, являются такие процессы, как исследование и прототипирование. Эти процессы являются основными факторами повышения учебной мотивации.
Результатом работы по каждому модулю является проект, который может быть, как индивидуальный, позволяющий расширить индивидуальное поле деятельности каждого обучающегося, так и групповой, который учит работать в команде. Обе формы работы позволяют раскрыть таланты в области освоения культуры проектирования, содействовать профессиональному самоопределению, развивают навыки «4К»:
- критическое мышление;
- креативность;
- коммуникация;
- командная работа.
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Метод проектов реализуется как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе общества и направлены на развитие их творческого потенциала. Перед обучающимся ставится проблема, при решении которой, приобретается личный опыт, формируется большое количество компетенций. В основе метода творческих проектов лежит развитие критического мышления обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в современном информационном пространстве. Данный опыт показал, что у обучающихся сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность, показательно вырос уровень выполнения творческих работ, что подтверждает анализ оценки проектных работ и результатов олимпиады школьников на всех этапах за последние три года.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно – деятельностный подход в обучении школьников, интегрировать компетенции, полученные ими на уроках технологии и в другие предметные области.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников, способствует формированию цифровой грамотности. Учитель выступает в роли коуча.
Следовательно, программа учебного предмета «Технология» даёт возможность выпускникам школы с. Тербуны расширять границы технического творчества, а также получать актуальное представление о тенденциях на рынке труда. Программа предполагает подготовку инженерно-технических кадров, которые смогут применять как технические, цифровые так и предпринимательские навыки на практике. Успешное освоение всех её модулей и защита проектов не только способствует формированию цифровой грамотности современных выпускников, но и благодаря профессиональным пробам в реальных или модельных условиях позволяет иметь четкое представление о деятельности в интересующей сфере.
Квалифицированная помощь педагога и грамотно построенная работа в лаборатории межпредметных технологий(ЛМТ) по системе ПРОФИ II в рамках программы учебного предмета «Технология», обеспечивает осознанное решение при составлении индивидуального образовательного маршрута, и реализации личной программы дальнейшего профессионального развития. Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха привело к поиску и реализации новых подходов в преподавании учебного предмета «Технология».
Список литературы:
1. Осоченко Е.А. Атлас сквозных технологий цифровой экономики России [Текст]: проект-сигнал: [доклад] / [Е.А. Осоченко, А.Г. Макушкин] – Москва: Проектный офис "Цифровая экономика РФ" ГК "Росатом", 2019. - 372 с.
2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение [Текст]: доклад НИУ ВШЭ: к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, 9-12 апреля 1019 г., Москва / [Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.]; научный редактор Л.М. Гохберг; Высшая школа экономики.