Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Технологическая карта урока по окружающему миру

Дата публикации: 2022-02-14 10:39:38
Статью разместил(а):
Маслова Олеся Владимировна

Технологическая карта урока по окружающему миру

Автор: Маслова Олеся Владимировна

МБОУ "СОШ № 1 с.Камбилеевское"

 

Тема: Охрана животных.

Класс: 3

Тип: Открытие новых знний.

Цель: ознакомление обучающихся с охраной животных

Задачи:

· систематизировать знания учащихся о причинах исчезновения редких видов животных в результате деятельности человека;

· познакомить учащихся с некоторыми видами животных, нуждающихся в охране;

· формировать чувство ответственности за состояние природы, знание мер по охране животных, правил поведения в природе

 

Планируемые результаты

Предметные:

· нать факторы отрицательного воздействия человека на природу;

· знать животных, нуждающихся в охране;

· понимать меры по охране животных и правила поведения в природе

Метапредметные:

· понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

· оценивать достижения на уроке;

· работать в группах: получать информацию из текста учебника, дополнительной научно-популярной литературы («Зелёные страницы», «Красная книга России» « Красная книга Северной Осетии»);

· формулировать выводы

Личностные:

· иметь представление о целостности окружающего мира;

· проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

· принимать социальную роль обучающегося

Межпредметные связи: 

чтение, музыка

Ресурсы урока:  

Учебник А. А Плешаков «Окружающий мир», часть 1, рабочая тетрадь; презентация, мультимедийный проектор, экран, распечатки таблицы, текстов, плакаты и знаки с изображением экологических правил, плакат с изображением планеты Земля,  предметные картинки с изображением животных, картинки и дополнительный материал из энциклопедий и других источников; Красная книга России, Красная книга Северной Осетии,  выставка фото редких и исчезающих  животных, выставка  книг  по  данной  теме. 

 

Ход урока

Этапы урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

1. Организация начала урока;

Словесный, наглядный

1 мин

 

Приветствие учащихся

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2. Повторение

изученного материала

Словесный, наглядный, индивидуальный,

Беседа.

5 мин

На предыдущих уроках мы изучали  темы о животных. Я предлагаю выполнить задания:

1. Индивидуальные задания.

(Учитель раздаёт 3 ученикам распечатанные таблицы)

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

 

 

Мечет икру

Икра-малёк-рыба

Земноводные

 

Икра-головастик-лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

 

 

Откладывают яйца

 

Млекопитающие

 

 

На какие группы можно разделить всех животных?

(Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.) 

Дайте определение каждому из этих видов животных. 

Какие животные откладывают яйца?

(Птицы, пресмыкающиеся, насекомые.) 

Кто мечет икру? (Рыбы, земноводные.) 

Похожи ли детёныши животных млекопитающих на своих родителей?

Кто и как развивается? Ответьте устно, какие слова пропущены.

Яйцо - … - взрослая птица.

Икринка - … - взрослая лягушка.

… - малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка - … - бабочка

Вступать в диалог с учителем.

Отвечать на вопросы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать самостоятельно. 

3.

Погружение в проблему.

(Звучит музыка – заставка из передачи «В мире животных»).

Словесный, наглядный,

беседа, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией.

3 мин

Переместимся в сказочный лес, наполненный звуками природы.  (заставка из передачи «В мире животных) 

Как прекрасен этот мир! Как прекрасны творения Природы! Можно, ли представить нашу жизнь без  животных. Известно…

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо,

Берегите свою планету –

Ведь другой, похожей, нету! (Яков Аким)

Кто догадался, о чем мы будем говорить? (Ответы учащихся)

Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они не были уничтожены? (Ответы учащихся)

Тема нашего урока «Охрана животных»

Слушать музыку

Читает ученик.

Вступать в беседу.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

4.

Изучение нового материала.

Словесный метод 

Групповая работа

15 мин

К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. (Ученик открывает конверт и зачитывает письмо)

«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна  уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны  уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».

Кто обратился к нам за помощью? (сова)

Что вы узнали об этой птице из письма?

Какую помощь мы могли бы оказать этой птице? (высказывания детей)

Что нужно сделать для того, чтобы эти птицы не исчезали?

Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!

Эта тема волнует не только учёных, но всех людей живущих на нашей  планете. Это очень серьёзный  вопрос. По таким важным вопросам проводятся конференции.

Конференция – это  совещание, на  котором  обсуждаются  важные  вопросы, принимаются  решения.

Нам и предстоит ответить на следующие  вопросы:   

У вас на партах лежат листы с вопросами. Подумайте и ответьте на них.

1. Какую роль играют животные в природе и в жизни человека?

2. Каковы причины их исчезновения?

3. Для чего нужна Красная книга?

4. Как помочь животным?  

Ребята, посмотрите на эту выставку - как красивы эти животные, как  разнообразен  их мир! Любите ли вы животных? (ответы  учеников) - Подумайте  и ответьте, пожалуйста,  на  1  вопрос:

Какова роль животных в природе и для человека? (ответы учеников)

Проверим себя:                                   

Молодцы!

Всё в жизни животных было бы хорошо, если бы не обстоятельства: многие из них исчезают. Как вы думаете, почему?    (гипотезы детей)

Каковы причины исчезновения животных? Пусть задумается каждый из вас и назовёт их, прочитав в учебнике на стр. 106 - 3 абзац.

Запомните эти причины! 

Мы ответили с вами и на 2 вопрос. Спасибо  за работу! 

Продолжаем дальше нашу конференцию.

 начала ХVII века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили  выпустить Красную книгу.

Мы перешли к 3  вопросу: 

Для чего нужна Красная книга? (Она нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она  призывает изучать природу.) 

А как вы думаете, почему назвали именно  Красной книгой, а не синей, не оранжевой? (ответы детей: красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.

В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных.

Давайте посмотрим, из каких страниц составлена эта книга.

Вывод:   Красная  книга – это важный  документ, который  информирует, какие  животные в опасности. Она призывает изучать природу, любить и охранять  животных.

Как вы уже сказали, животные играют огромную роль в природе, давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране, все они занесены в Красную книгу. (Сообщения учащихся о животных: морж, тигр, орёл-беркут, фламинго, жук-красотел.) слайды 14-23

Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе тоже  была создана Красная книга Северной Осетии. (Показ книги)

Просмотр животных Красной книги Северной Осетии

Отвечать на вопросы;

Отвечать на вопросы

Рассуждение детей

Работать в группах

Чтение текста в учебнике.

Сообщения учащихся

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Л.: владеть общим приёмом решения задач.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Динамическая пауза

 

1 мин

Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем разминку.

Выполнение разминки.

Выполняют разминку вместе с учителем;

 

   

10 мин

Итак, 4-ый вопрос: как помочь животным?

Как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?( В зоопарке, заповеднике, национальных парках.)

Для чего нужны заповедники, зоопарки?

Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные: белка, еж, синица, дятел, лягушка и многие другие. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Также надо беречь природу – это леса, водоемы, луга и т.д. Ведь в природе все взаимосвязано.  

Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.

Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы.

К какому выводу мы пришли, завершая  нашу конференцию? (гипотезы  детей)

Вывод:

Важно не только знать экологические правила, а главное - соблюдать их, любить  и беречь всё живое, природу!           

Вот мы и ответили на четвертый вопрос

Отвечать на поставленные вопросы.

Слушать учителя.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: слушать и понимать речь своих товарищей, вести диалог.

П: наблюдать и делать выводы.

6. Закрепление полученных знаний.

Практический рисунок

5 мин

Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы.

Какой знак охраны животных вы бы создали?

Защита знака

П.: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

7. Подведение итогов.

 

3 мин

Что мы с вами можем сделать для охраны природы?

Эта тема волнует только нас с вами?

Какой вывод сделал каждый из вас?

Да, сегодня мы на конференции обсуждали очень важные вопросы, которые вам  придётся  решать, будучи  взрослыми. И в завершении мне хотелось прочесть вам такое обращение призыв:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя. 

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Отвечать на вопросы.

Просмотр видео.

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание

 

3 мин

2 мин

Выскажите свое мнение, опираясь на фразу:

«Сегодня на уроке окружающего мира  я…» 

Домашнее задание выполнить проекты. 

1 проектная группа -  ЗООЛОГИ (Животные для человека)

2 проектная группа – ЭКОЛОГИ (Причины исчезновения животных)

3 проектная группа – ИСТОРИКИ (Красная книга)

4 проектная группа – ЮНЫЕНАТУРАЛИСТЫ (Животные занесённые в   Красную книгу)

проект Корельской Ани – МАГИСТР (Красная книга Северной Осетии

 ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ (Правила друзей животных)

6 проектная группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ (Дендрарий)

Каждая группа готовит проект по сохранению животных на Земле. Для подготовки вы используете учебник по окружающему миру, картинки, материал из энциклопедий и других источников (Интернет-ресурсов)

Проект оформляете на листе ватмана, а затем представляете и  защищаете.

Соблюдайте правила работы в группе. Выслушивайте друг друга, совещайтесь, не кричите.

Школьники слушают.

Детям  предлагают темы проектов.

«Красная книга животных», «Организация заповедников», «Зоопарк как способ сохранения животных», «Законы по охране животных», «Международные соглашения  по  охране животных».

К: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

. . .. .