Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Речевая грамотность как необходимое условие формирования правильной речи

Дата публикации: 2023-01-03 09:30:41
Статью разместил(а):
Корнева Наталья Николаевна

Речевая грамотность как необходимое условие формирования правильной речи

Автор: Корнева Наталья Николаевна

 

Речь и язык – противопоставленные, но не существующие независимо друг от друга понятия. Речь - это способ общения; язык – средство общения при помощи языковых средств, используемых в процессе общения. Речь и язык - общественные явления. Речь обеспечивает коммуникацию, объединяя общество и осуществляя историческую преемственность накопленного человечеством опыта.

Речь связана с мышлением, памятью, воображением, эмоциями, чувствами и является главным показателей развития человека; она реализует коммуникативную, информативную, познавательную потребности.

Сегодня проблема развития речи является одной из главных проблем в обществе. Уходит понятие красивой, грамотной, образцовой речи из повседневности. В обществе становится меньше читающих людей, в том числе среди молодого поколения, предпочитающего общение в социальных сетях зачастую при помощи жаргонной лексики, языка смайлов; часто из уст людей разного возраста можно услышать нецензурную лексику. Общество обогащается новыми технологиями, заменяющими процесс живого общения; на смену эпохи коллективизма пришла эпоха индивидуализма; далеко не в каждой семье покупаются книги и воспитывается любовь к чтению. А ведь книге отведена существенная роль в формировании нормированной, правильной, образцовой речи.

К сожалению, на уроках русского языка педагоги сталкиваются с такими явлениями, как обеднение и оскудение лексического запаса обучающихся и непонимание ими значений в общем простых общеупотребительных слов. Отсюда вытекает проблема с составлением текста, связного устного или письменного высказывания на заданную тему. А нарушения речи в итоге не способствуют нормальному развитию человека, ведь грамотная речь – это залог успеха в жизни.

Речь, являясь показателем общего развития индивида, формируется под влиянием речи окружающих, напрямую связана с регулярной языковой практикой и с систематическим процессом обучения и воспитания, которые начинаются и продолжаются в семье, затем в образовательном учреждении и в социуме в целом.

Речевая грамотность - соблюдение языковых норм современного литературного языка. Грамотным можно назвать человека, не допускающего речевых ошибок, говорящего свободно и понятно, недвусмысленно, четко выражающего свои мысли, не испытывающего затруднений в передаче информации, при необходимости умеющего придать речи выразительность.

Речь присуща только человеку и осуществляется посредством языка, являющегося системой фонетических, лексических и грамматических элементов. В формировании красивой, грамотной речи важную роль играет лексико- грамматический компонент речевой системы. Скудный лексический запас, закрепляющийся в процессе бытового общения, неполноценен и приводит к ошибкам в употреблении слов, смешению их по смыслу.

Параллельно с этим отсутствие сложных синтаксических конструкций в бытовой речи приводит к непониманию учебных задач, трудностям при их выполнении, а в итоге – к трудностям при формировании собственных мыслей, суждений, умозаключений, выводов.

Обратимся к понятию речевых ошибок.

Хотя грамотное использование фонетических и грамматических языковых ресурсов немаловажно для формирования нормированной, правильной речи, всё же преимущественно к речевым ошибкам относят нарушения именно лексических норм: плеоназм, тавтологию, речевые штампы, необоснованное использование просторечной лексики, диалектных и жаргонных слов, канцелярит, смешение паронимов, ошибочное употребление синонимов, антонимов и другие.

Речевая ошибка - это ошибка в использовании языковой единицы. Её можно заметить только в контексте; этим она отличается от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Основные виды речевых ошибок:

Употребление слов в несвойственном им значении: Займи мне, пожалуйста, тысячу рублей (обращение к человеку с просьбой одолжить денежную сумму).

Плеоназм: Юный вундеркинд одержал победу в шахматном турнире города. Среди свободных вакансий ничего подходящего для меня не было.

Тавтология: Проливной ливень шёл всю ночь. Вот такой удивительный случай со мной случился в прошлом году.

Речевые штампы: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин использовал в своём поэтическом творчестве разные лексические пласты.

Необоснованное использование просторечной лексики, диалектных и жаргонных слов: Главному герою повести так и пришлось утопить псину. На грядках были посажены морковь, редис и бураки. Онегин в деревне с удовольствием чилил.

Канцеляриты: Заплаканные глаза девушки свидетельствуют о том, что её обидели. Смешение паронимов: Обед был очень сытым. При сомнении я взглядываю в словарь. Ошибочное употребление синонимов: Имя этого учёного знакомо (известно) во многих странах.

Ошибочное употребление антонимов: Весёлый, а не мажорный (минорный) тон рассказа заставляет улыбнуться.

Ошибочное употребление фразеологизмов: Он жил на всю свою широкую ногу.

Употребление слов иной стилевой окраски: Автор направляет читателя немного в другую колею.

Употребление лишних слов: Ни у кого из них не было слов сочувствия.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов: Чичиков столько всего набедокурил! 

Нарушение лексической сочетаемости: Берёзка, покрытая инеем, стояла будто в подвенечном саване.

Ошибки делаются всеми людьми, как в письменной, так и в устной речи. Понятие культуры речи, обладающей рядом качеств: содержательностью, точностью, чистотой, богатством и разнообразием, выразительностью, - неразрывно связано с понятием речевой ошибки. Это – части одного процесса, поэтому, стремясь сделать свою речь красивой, грамотной, каждый должен уметь распознавать речевые ошибки и расставаться с ними.

 

. . .. .