Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Логоритмика как метод коррекции нарушения произвольной двигательной активности у детей с ОВЗ

Дата публикации: 2021-12-14 21:07:28
Статью разместил(а):
Покровская Елена Сергеевна

Логоритмика как метод коррекции нарушения произвольной двигательной активности у детей с ОВЗ

Автор: Покровская Елена Сергеевна

ГБДОУ "Детский сад № 72 Калининского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В статье обосновывается продуктивность метода коррекции психомоторных и сенсорных функций. Нейропсихологическая экспресс-диагностика детей с речевой патологией младшего школьного возраста с задержкой психического развития выявляет нарушения произвольной двигательной активности у детей. Простота и скорость проведения экспресс-диагностики делает ее эффективной для применения в условиях коррекционной школы.

Ключевые слова: произвольная двигательная активность, задержка психического развития, психомоторные функции, музыкально-ритмическое развитие.

 

В современном образовательном учреждении регулярные занятия с применением здоровьесберегающих технологий способствуют оздоровлению психомоторных, сенсорных функций и речевой системы в целом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в быстрой и информативной диагностике речевых нарушений и своевременной и полноценной их коррекции. Речевая функция в детском возрасте уязвима, а ее нарушение имеет целый ряд значимых последствий. Помимо нарушения звукопроизношения, фонематичеких функций, лексико-грамматических категорий отмечаются и многообразные нарушения психомоторных функций: координации движений, ловкости, силы, пространственных ориентировок, переключаемости движений, ритма.

Основной целью нашего исследования является проверка эффективности метода логопедической ритмики для детей младшего школьного возраста с речевой патологией и нарушениями произвольной двигательной активности.

В соответствии с поставленной целью предстояло изучить специальную литературу по данной проблеме, модифицировать и разработать комплект программно-методических материалов для развития и коррекции двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Актуальность данного метода в том, что он удовлетворяет естественную потребность в движении - это важнейшее условие всестороннего развития, воспитания ребенка, формирования его речевых функций и моторных навыков.

Для логопедической ритмики важны исследования, дающие знания о взаимозависимости общей и речевой моторики. Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А. Бернштейна показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи. Согласно современным представлениям об общих принципах организации произвольного движения, оно имеет в своей основе сложные афферентные пятиуровневые регуляторные механизмы: рубро-спинальный, таламо-паллидарный, пирамидо-стриальный, темено-премоторный и корковый (концепция уровней Н.А. Бернштейна). (2, с. 14)

За счет объединения этих уровней происходит системное непроизвольное и произвольное движение.

Произвольная моторика представлена действиями и последовательностями действий — праксисом. (6, с. 16)

Термин психомоторная функция используется для обозначения эмоционально окрашенных психомоторных реакций (кинезий) и в более широком смысле применительно ко всему комплексу двигательных и психических процессов, когда говорят об их развитии, в связи с чем и появился термин «задержка психомоторного развития». (6, с. 185)

Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий. (2, с. 6)

И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов». Н.А. Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. (2, с. 14)

Движения тела в основном контролируются премоторными отделами коры, и обеспечивающие их проводящие пути не пересекаются. Планирование как один из аспектов двигательного акта, основанный на представлении о достижении цели, регулируется премоторными отделами (преимущественно левого полушария), расположенными кпереди от первичной двигательной коры (моторная полоска). Отчасти эти поля и направляют движения, формируемые в моторной полоске. Поле BA 6a является дополнительным моторным полем (SMA — supplementary motor area), а поле BA 8 — глазодвигательным центром. Премоторные поля BA 44 и 45 образуют центр Брока, отвечающий за экспрессивную речь и движения кисти. (6, с. 16)

Лобные поля получают информацию от теменных и нижневисочных отделов, имеющих отношение к движениям, и от височных слуховых зон, имеющих отношение к разговорной речи. (6, с. 16)

В центральной нервной системе существуют точные формулы движений, или энграммы (запечатления) движений, которые охватывают в какой-то из мозговых инстанций весь процесс движения во временном протяжении. В тот момент, когда движение началось, в центральной нервной системе имеется уже вся совокупность энграмм, необходимых для доведения этого движения до конца. Энграммы хранятся в долговременной памяти. Между Энграммами соблюдаются определенные временные длительности (темп) и количественные соотношения этих длительностей (ритм). (2, с. 15)

При передаче энграмм в премоторные отделы левого полушария они декодируются, а затем оформляются в осмысленные действия. (6, с. 23)

Аксиальный (греч. Axon – ось) праксис (например, танцевальные движения) был всегда более сохранным, то есть в основе аксиального праксиса (ходьба, способность удерживать положение туловища, движения головой и плечами) лежат механизмы, отличные от механизмов праксиса рук. (6, с. 23)

В литературе часто упоминается мозолистое тело как структура, играющая важную роль в праксисе. Кинестетические и пространственные нарушения могут быть связаны с дисфункцией теменной коры, обусловленной повреждением или генетической патологией. (6, с. 250)

Слуховая память – функция височной доли, связанная с височными лимбическими структурами, обеспечивающими мнестическую функцию. (6, с. 164)

Эта функция исследовалась с помощью пробы на запоминание слов.

Описанные нарушения оказывают существенное влияние на успешность школьного обучения, повседневную деятельность и уровень речевого развития.

Восстановление баланса между сенсорной, речевой и моторной сферой, а также развитие этих сфер является основным результатом регулярных занятий логопедической ритмикой. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных функций и систем.

В обследовании участвовали 30 детей младшего школьного возраста коррекционной школы г. Санкт-Петербурга. Испытуемые с фонетико-фонематическом недоразвитием речи (ФФНР) и тяжелым нарушением речи (ТНР), имеющие задержку психического развития.

Особое внимание было уделено исследованию функционирования двигательной сферы, поскольку произвольному движению обычно не уделяется должное внимание со стороны педагогов и родителей.

Для определения уровня развития неречевых функций у обучающихся была разработана экспресс – диагностика, в которую включены пробы на исследование слухового гнозиса, двигательных функций и слухоречевой памяти предложенные Визель Т.Г. (3), Семенович А.В. (7), Бабиной Г.В. (1).

Фиксация данных в протоколе позволила быстро высчитать процентное выражение качества выполнения диагностических проб и выделить наиболее проблемные области и своевременно начать коррекцию в этом направлении.

Обобщая результаты диагностики, можно сказать, что низкий уровень успешности выполнения заданий говорит о грубом нарушении двигательных функций и слухоречевой памяти.

Диагностированы нарушения произвольной двигательной активности, которые выражались в нарушениях кинестетической, динамической, пространственной организации двигательного акта. Дополнительно были выявлены трудности удерживания заданной позы, импульсивность, нарушение планирования движения. Наблюдались трудности также при воспроизведении только что прослушанных ритмических структур.

Дисфункция двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья без необходимых коррекционных воздействий может привести к нарушениям в выполнении целенаправленных движений.

Изучение теоретических материалов Г.А. Волковой, которая занимались проблемой музыкально-ритмического воспитания детей с речевой патологией, опора на общие и специфические принципы логоритмической работы и изучение специальной литературы помогло модифицировать и разработать комплект программно – методических материалов «Речь, движение, ритм». Он включает в себя полную программу для детей младшего школьного возраста с ОВЗ и детальное перспективное планирование с приложением поурочных конспектов занятий по лексическим темам.

Средства логопедической ритмики помогают соединить самостоятельную двигательную деятельность с музыкально-ритмическими упражнениями и самой речевой деятельностью детей с речевой патологией, регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения,  переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве, а также способствуют развитию речи и коррекции речевых нарушений, так как у детей страдает темп, ритм, дыхание, орально-артикуляционный праксис, фонематический слух.

Логоритмика - система постепенно усложняющихся ритмических упражнений и заданий.  Акцент на упражнения, направленные на развитие чувства ритма, равновесия, саморегуляции, восприятие временных интервалов, умение дифференцировать эмоции, распределение и концентрацию внимания во время двигательной активности, умение действовать по инструкции, удерживать ее на протяжении всего выполнения задания позволил через девять месяцев значительно скомпенсировать имеющиеся нарушения произвольной двигательной активности.

Анализ корреляции качества выполнения экспресс – диагностики обнаруживает положительную динамику при условии активного использования программы по логоритмике «Речь, движение, ритм», а именно, как видно из приведенных данных обучающиеся с ТНР – на 11%, обучающиеся с ФФНР – на 10%.

По результатам нейропсихологической экспресс-диагностики обследования у обучающихся улучшились показатели кинестетической, динамической, пространственной, реципрокной организации произвольного движения, уменьшилась импульсивность, сформировалась правильная стратегия оптико-пространственной деятельности, нормализовалось применение возможности удерживания позы, программы действий и работы по инструкции.

Таким образом, регулярные музыкально-ритмические занятия эффективное средство восстановления баланса между сенсорной, речевой и моторной сферой.

Логоритмические занятия для детей младшего школьного возраста с речевой патологией позволяют научиться управлять своей произвольной двигательной активностью и оказывают положительной влияние на школьные успехи ребенка.

 

Литература:

1. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитие речи. Парадигма, 2010.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

3. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. - М.: В. Секачев, 2005.

4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М В. Секачев, 2004.

5. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. – Правление общества “Знание” России, 1994 – 64 с.

6. Ньокиктьен, Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; по ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф, 2017. – 288 с.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.  М, 2002.

 

. . .. .