Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Логоритмика. Комплексный подход к развитию речи

Дата публикации: 2022-01-10 16:33:15
Статью разместил(а):
Егорова Юлия Николаевна

Логоритмика. Комплексный подход к развитию речи

Авторы: Егорова Юлия Николаевна

и Васильева Марина Васильевна

МАДОУ «Детский сад  № 5», г. Окуловка

 

Аннотация: В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Нарушения в развитии у таких детей проявляются в разных сферах. Но, не зависимо от основного нарушения, речевая сфера страдает в первую очередь. Помимо речи, страдают и другие процессы: слухо-речевая память, зрительно-моторная координация, восприятие темпа и ритма движений и др.
В нашем детском саду детей таких много, и перед нами встала необходимость в поиске новых форм и техник комплексной помощи этим детям. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Ключевые слова: логоритмика, связь слов, дошкольники.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи: 

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного дыхания;
  • развитие способности ориентироваться в пространстве;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • формирование навыка релаксации;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).

Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Взяв за основу методические материалы известных авторов, мы разработали систему комплексных логоритмических занятий, учитывающих возрастные возможности и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Логоритмические занятия по лексическим темам "Осень", "Овощи", "Путешествие в лес", "Как звери к зиме готовятся", "Новогодние подарки", "Весна - красна", "Спорт", "Насекомые", "Цветы" и др.

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям, родителям .

 

Список литературы:

Бабушкина Р.Л. «Логопедическая ритмика», СПб, Каро, 2005г.

Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет», Москва, Сфера, 2010г.

 

. . .. .