Публикации для педагогов бесплатно

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 82375 от 10.12.2021г.

Смотреть выписку    Смотреть страницу на сайте Роскомнадзора

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2022-06-19 16:25:42
Статью разместил(а):
Панкова Оксана Владимировна

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в их профессиональной деятельности

Автор: Панкова Оксана Владимировна

ГПОУ ТО «Тульский техникум социальных технологий, г. Тула, Россия

 

Аннотация: В статье рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны формы воздействия на социально-психологический климат в группе как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: коммуникабельность и толерантность, особенности творческой деятельности, традиционные методы обучения.

 

“Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить”. А. Дистерверг.

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно реализуется. Современное общество, развиваясь быстрыми темпами, предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Молодое поколение, призванное реализовывать социальные реформы, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества. В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

Эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.

В связи с процессами глобализации и значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретает формирование коммуникабельности и толерантности как важнейших качеств личности. Поэтому цель своей деятельности я вижу в расширении социального опыта обучающихся с помощью игры.

Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание вначале с чьей-то помощью, а затем самостоятельно результата в работе, участие в профессиональных выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" — вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техникуме, способствующих развитию у воспитанников социальной активности, личностного роста.

К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами творческой деятельности и апробированного в учреждениях образования следует отнести:

- систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор обучающимся с ограниченными возможностями здоровья содержания занятий;

- выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

- чувство личной и коллективной ответственности;

- переживание в выполнении производственных заданий, сопутствующее любому виду технической деятельности, что способствует проявлению чувства «сорадования» за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;

- возможность совместной, направленной на качество и продуктивность деятельности со старшими;

- совместная деятельность обучающихся с ОВЗ и родителей;

- использование образовательного учреждения как базы для развития трудовой активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- самоуправление и самодеятельность, имеющие место в образовательном учреждении при самостоятельном проведении мероприятий, подготовке оборудования к мастер-классам, профконкурсам, профориентационным акциям вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;

- возможность свободного перехода из одного кружка, секции, группы в другую, что обеспечивает обучающимся чувство независимости и самодостаточности.

Все вышеперечисленные особенности организации педагогического процесса можно отнести как к нетрадиционным, так и к традиционным методам обучения.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности обучающихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Поскольку речь главным образом идет о совместной деятельности педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то далее речь пойдет именно о методах обучения. 

Все множество методов обучения ученые разделили на типы по самым разным основаниям, а потому получилось множество типологий (классификаций). Но, желая сохранить практическую направленность наших рекомендаций для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, остановимся на простой и инструментальной типологии. В основу этого деления методов кладется степень активности обучаемого и характер их деятельности. В связи с этим, методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Теоретические занятия, как правило, как и практические по учебной практике проводятся в форме уроков. Их сценарии могут отличаться в зависимости от целей уроков, типов уроков, а также вашей фантазии и профессиональной смелости (имеем в виду освоения новых педагогических взглядов), а также и методы обучения, применяемые как мастером производственного обучения, так и преподавателем, работающим с детьми с ОВЗ, могут быть различными. Ниже рассмотрим типологию классических и современных уроков в профессиональном образовании.

Классические типы уроков: 

·     вводный; 

·     комбинированный; 

·     контрольный; 

·     урок самостоятельной работы; 

·     урок обобщающий. 

Нетрадиционные типы уроков:

·     урок - соревнование;

·     урок проектирования;

·     урок - диспут;

·     урок - аукцион; 

·     урок - экспертиза; 

·     урок взаимного обучения; 

·     урок - конференция; 

·     бинарный урок; 

·     интегрированный урок. 

В табличной форме приведены отличительные особенности традиционного урока от развивающего.

Отличия традиционного урока от развивающего.

Признаки

Традиционный урок

Развивающий урок

Цели

Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятель­ностью

Профессиональ­ная установка педагога

Методы

Характер органи­зации учебной деятельности

Формы учебных взаимодействия и отношений

Контроль и оценка

Формирование знаний, умений, навыков.

Предметно-ориентирован­ная позиция.

Преобладают функции: информатора и контролера.

Стиль авторитарно-дирек­тивный, репрессивный, ини­циатива у педагога, инициа­тива обучающихся с ОВЗ не культиви­руется

Закрытость. Ориентация на собственную активную дея­тельность.

Информационно-иллюстра­тивные, репродуктивные

Деятельность строится по схеме: “знания - деятель­ность”.

Преобладают задания ре­продуктивного типа, дейст­вия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в го­товом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт.

Ведущая форма взаимодей­ствия - подражание, имита­ция, следование образцам.

За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения.

Однообразие социальных и межличностных отношений.

Высокий уровень кон­фликтности и агрессивности на всем протяжении обуче­ния.

Преобладает жесткий кон­троль в рамках жестко за­данных правил. Самокон­троль отличается ситуатив­ностью.

Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки преподавателя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.

Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг.

Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату.

Эмоциональная состав­ляющая контроля - страх пе­ред оценкой.

Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирова­ние целостной системы зна­ний, общеучебных и пред­метных умений и навыков.

Ориентирован на личность обучающегося с ОВЗ.

Преобладает стимулирую­щая функция.

Стиль демократический, поощряется и поддержива­ется инициатива обучающегося.

Открытость. Ориентация на солидар­ность и совместную деятель­ность с обучающимися.

Методы активного обуче­ния: проблемного изложения, проблемные, исследователь­ские, рефлексивные.

Деятельность строится по схеме: “ориентировочное знание - деятельность - реф­лексия - теоретическое зна­ние”.

На первый план выдвига­ются творческие и продук­тивные задачи и задания.

Учебные цели и способы деятельности делаются дос­тоянием обучающихся, они при­нимают учебные задачи, а, следовательно, осознанно включаются в познаватель­ную деятельность.

Задания носят личностно или социально значимый смысл.

Цели и задачи разрабаты­ваются совместно педагогом с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.

Обучающиеся находятся в ак­тивной позиции.

Они осваивают разные по­зиции: партнера, руководи­теля, помощника.

Многообразие межгруппо­вых и межличностных отно­шений снижает конфликт­ность.

Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.

Преобладает взаимо- и са­мооценка в группах.

Акцент делается на дости­жениях обучающегося с ОВЗ, а не на том, чего он не знает, не умеет.

Контролю подвергается ход деятельности, характер ана­лиза.

Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания дос­тижений.

Эмоциональный фон кон­троля позитивный.

При традиционных методах обучения необходимо обязательно употреблять все формы воздействия на социально-психологический климат в группе, как именно средство социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в их профессиональной деятельности. Все формы воздействия на СПК (социально-психологический климат) можно условно разделить на пять видов:

1. Группы социально-психологического тренинга. В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а, следовательно, и ее СПК.

2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению СПК в группе.

3. Обсуждения. Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые попытки регуляции СПК любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции СПК, способом выяснения мнений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.

4. Еще один ряд приемов регуляции СПК — это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы. На уроках учебной практики можно использовать «физкультминутки».

5. Делаются попытки повлиять на климат группы, изменяя обста­новку в рабочей мастерской. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.

В педагогике широко используется также «кодекс товарищества», и «запрет разжигает любопытство и активность».

Успешность, результативность, продуктивность работы педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависят от применяемых на уроках учебной практики, теоретического обучения методах, приемах обучения, при которых в обязательном порядке должны учитываться личностные способности, возможности обучающегося с ОВЗ. При правильной смене деятельности педагог может достичь максимально высокого результата в профессиональной работе обучающегося с ОВЗ. Переходя от простого к сложному, от репродуктивного к продуктивно-творческому, инклюзия позволит социально-адаптироваться обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и в профессиональной среде, что является очень важным фактором в дальнейшем трудоустройстве и профессиональной жизни в целом.

 

. . .. .